Дориана Фуксас (Doriana Fuksas) — римлянка, историк архитектуры и дипломированный архитектор, куратор выставок и соруководитель Fuksas Studio. Вместе с мужем, знаменитым архитектором Массимилиано Фуксасом, она создала кресло и диван Моlly и Dolly для Baxter, светильники Chantal и Charlotte для Slamp, зеркала Rosy и Lucie для Fiam, скамейки для Poltrona Frau и др. Дориана год вела колонку о дизайне в итальянской газете La Repubblica. Во время imm Koeln 2016 Дориана Фуксас так высказалась о трендах:
Massimiliano & Doriana Fuksas
Дориана вместе с мужем Массимилиано руководит архитектурно-дизайнерским бюро Studio Fuksas. За почти 50 лет работы бюро реализовало около
600 различных
проектов по всему
миру, награждено множеством
престижных премий, имеет филиалы в Риме, Париже и самом быстрорастущем
городе мира китайском Шэньчжэне. Среди недавних проектов: бутики Армани в Гонконге, Токио и Нью-Йорке, Национальный архив Франции, Центр госуслуг в Тбилиси, жилой комплекс
в Лионе, Международный аэропорт Шэньчжэня, лицей в Монпелье, торговые и бизнес-центры в Варшаве и Братиславе. В 2016-м будут сданы небоскреб
в Шэньчжэне, торгово-выставочные центры в Марселе, Риме,
Тбилиси, резорт на Сардинии и дом правительства
в Турине. Делают предметный дизайн для Alessi, Fiam, Baxter, Zonca, Venini, Glamora
и др. Выиграли
конкурс на строительство
Музейно-просветительского центра Политеха и МГУ на Воробьевых горах.
LOCAL&GLOBAL Сила места и локальных связей ощущалась сильнее в ХХ веке, когда люди меньше путешествовали и не было еще интернета. Теперь, как только какая-то идея появляется у тебя на экране компьютера, она становится общедоступной. И это неплохо, потому что ты не теряешь связи с миром. Но это также означает и то, что идеи становятся более глобализированными. Если ты хочешь купить что-нибудь типично китайское, тебе больше не нужно отправляться в Китай. Ты можешь с тем же успехом поехать в Рим или в Париж. Люди вот, правда, остаются разными.
В ЦЕНТРЕ РИМА Мы занимались реконструкцией здания бывшего Военного Союза в центре Рима. Теперь здесь универмаг. Это очень значимая для города постройка, но она была в ужасном состоянии. Внутри находились офисы и от исторических интерьеров ничего не осталось. Союз располагается рядом с площадью Испании, с террасы на крыше открывается прекрасный вид, но наслаждаться им могли только офисные служащие. Поэтому и родилась идея сделать стеклянный купол на крыше. Мы постарались максимально открыть первый этаж и превратить его в некое подобие рыночной площади. Южный фасад выглядел почти как фабрика конца XIX века, и мы сделали его похожим на городской театр: сквозь огромные подсвеченные окна люди могут видеть, что происходит внутри. Там даже можно устраивать настоящие представления. Здание сейчас перепродали, но изначально мы делали его для компании Benetton. А она в большей степени ориентирована на молодежь и на детей, и мы, конечно, учитывали это, делая интерьеры: на каждом этаже доминирует свой яркий цвет, и вся мебель чем-то напоминает большие игрушки.
ЗАСТЫВШЕЕ ДВИЖЕНИЕ Мы пытаемся создать ощущение текучести. Но гораздо важнее для нас такие аспекты, как свет, качество пространства, пропорции. Когда открывали третий терминал в шэньчжэньском аэропорту, который мы проектировали, было здорово наблюдать за реакцией людей: как они были ошеломлены обрушившимся на них светом и пространством!
МЕБЕЛЬ И ИНТЕРЬЕРЫ Мы начали делать предметы мебели, работая над архитектурой. Когда ты проектируешь дом, обидно, если для него не находится подходящей мебели. В конечном счете это всегда вопрос денег. И вот мы, в качестве завершающего акта любви к нашим зданиям, стали делать для них что-то качественное и в то же время приемлемое. Сейчас клиенты все больше и больше заказывают нам интерьеры. Для аэропорта в Шэньчжэне, например, мы делали всё — и экстерьеры и интерьеры. Было интересно, но работать пришлось чертовски много. Естественно, предметы, которые мы создаем по заказу компаний-производителей, отражают наше архитектурное мышление. Масштаб, конечно, другой, но мебель тоже может быть задумана и сконструирована очень даже по архитектурным принципам. Предметный дизайн может быть очень сложным и занимать не меньше времени, чем проектирование зданий.
У моей колонки было очень много читателей, в том числе и не имеющих никакого отношения к дизайну или к архитектуре. Это невероятно. Но может быть, это и есть наиболее приемлемый способ донесения информации до людей — он ясен, увлекателен, он запоминается. И вот уже люди начинают следить за тем, что раньше их совершенно не интересовало.