Робер Малле-Стивенс (Robert Mallet-Stevens, 1886-1945) — французский архитектор-модернист, одна из ключевых фигур межвоенного периода, сооснователь Союза современных художников (UAM, 1929-1956). Проектировщик, который подарил модернистcкой архитектуре элегантность и буржуазный шик.
В 1923 году молодая пара, парижские меценаты, покровители искусств Шарль и Мари-Лор Ноайские заказали архитектору проект виллы в Йере, которая в последствии стала важным памятником французского авангарда. Среди проектов архитектора есть превосходная вилла Кавруа (1929-1932) в окрестностях Лилля и ряд домов в 16-м округе Парижа, возведенных в 1920-е годы на улице, которая с 1927 года носит имя Малле-Стивенса. Как иллюстратор с крепким и выразительным рисунком Малле-Стивенс плодотворно работал для известных кутюрье — Поля Пуаре, Жанны Пакен, Жака Дусе, Мельнот-Симонен. Сразу после войны стал проектировать декорации к кинофильмам. Тогда же, в начале 1920-х годов он начал проектировать виллу для Поля Пуаре.
Робер Малле-Стивенс принадлежал бельгийской семье с богатым художественным прошлым: род Стивенсов известен с XV века, в XVII веке Пьер Стивенс из Антверпена активно покупал живопись, в его собрании были работы Брейгеля, Мемлинга и Ван-Дейка. Леопольд Стивенс уже в XIX веке открыл для бельгийцев живопись Жерико и Делакруа.
Дедом архитектора был критик Артур Стивенс, дядя – бельгийский художник Альфред Стивенс. Далее следует не менее интригующий раздел «Школа Пале Стокле». Тетя архитектора Сюзан Стивенс была супругой предпринимателя Адольфа Стокле, заказчика знаменитого здания Пале Стокле, возведенного Йозефом Хоффманом в Брюсселе. Этот дворец Робер Малле-Стивенс неоднократно посещал в юности, а Хоффмана считал своим учителем. Именно эта постройка оказала на него сильное влияние.
С ранних лет Робер был погружен в новейшие искания, любил и ценил эстетику японской гравюры и искусства Японии, открыто критиковал ар нуво, но очень высоко ставил мастеров венского Сецессиона. Еще до Первой мировой войны Робер Малле-Стивенс начал выступать в прессе как архитектурный критик. Интересны графические листы архитектора с урбанистическими фантазиями. Малле-Стивенса часто представляют как пропагандиста новой эстетики и энергичного идеолога.
Малле-Стивенс интересовался не только проектированием зданий, но и городской средой, охотно делал дизайн киосков, павильонов, трамвайных остановок, городских фонарей (уличные фонари, нарисованные архитектором, до сих пор стоят на авеню Президент Вильсон в Париже). Он работал для Парижских международных выставок 1925 и 1937 годов. С 1921 по 1928 год архитектора приглашали к сотрудничеству кинорежиссеры. Создавая декорации для съемок, Малле-Стивенс проявлял изобретательность и смелость, свободно играл масшабом и часто находил оригинальные инженерные решения.