Парижский архитектор Шарль Зана (Charles Zana), Agence Zana каждый проект трактует как «кураторскую историю». Приглашая проектировать Зану, его клиенты решают проблему и с архитектурой, и с художественным образом жилья. Знаток итальянского дизайна и любитель современного искусства, он умеет компоновать пространства.
Маститый профессионал, архитектор, выпускник парижской Академии художеств cобственное агентство основал в 1992 году. За двадцать лет реализовано более 200 проектов по всему миру. Зана проектирует в Париже, Монако, Гштааде, Лондоне и Тель-Авиве. В просторном помещении на рю-де-Сен он много рисует от руки, не ленится делать макеты, в его ателье выставлены многочисленные образцы материалов, а также под рукой каталоги аукционных домов.
«Архитектор как дирижер оркестра, должен организовать звучание, чтобы каждый инструмент исполнил свою партию должным образом», — говорит Зана. В его оркестр попадают самые разные специалисты — ремесленники, художники по металлу, реставраторы, ландшафтные дизайнеры, световики, каменщики и так далее.
Свой стиль определяет как «современную классику», а метод формирования люксовых интерьеров называет созданием «кураторских историй». Его отец собирал произведения искусства, с детства Шарль был погружен в тонкости выбора и охоты за раритетами. Сам начал покупать интересные работы еще в студенческие годы, поэтому в его коллекции есть чем поделиться с клиентами. Зана работает по всему миру, но экспортирует французский стиль, french touch.
Почти все его проекты отличает умелая работа с пространством, объемами и особое отношение к свету, естественному и искусственному. Шарль Зана умеет сделать так, чтобы даже новые квартиры выглядели интерьерами историей.
Зана виртуозно сочетает отражающие и матовые поверхности, изобретательно сопоставляет материалы разных эпох, таких как шагреневая кожа и mica-лак, мрамор и маркетри из соломы, бархат и буклированная шерсть. Зана часто выступает как колорист-эстет. Например, он признался: что в одной парижской квартире подсмотрел палитру и сложность тонов в итальянской керамике 1970—80-х годов. В его коллекции более 300 керамических ваз работы Андреа Бранци, Микеле де Лукки, Алессандро Мендини, Этторе Соттсасса.
География проектов Зана огромна, но повсюду он экспортирует свой французский подход. В чем его суть? «В умении сочетать и жонглировать культурными кодами. Французы особым образом сочетают и наслаивают», — говорит архитектор. В одном проекте я могу совместить стулья Пьера Жаннере, кресла Джо Понти, светильник Анджело Лелли, Фина Юла.
«Вы увидите меня на крупных арт-ярмарках в Базеле, в Венеции, в Лондоне, в Маастрихте. Это не только места покупок. Там одновременно смотрите разное искусство: африканское искусство, декоративно-прикладное искусство XVIII века и японскую керамику. Глаз получает новую остроту, и вы видите в предметах XX века новые грани. Это фантастический опыт».
Зана отлично знает интерьерное искусство ХХ века. Одним из ориентиров Зана считает пространства и предметы мастера ар деко Жан-Мишеля Франка, который поражал современников пустыми комнатами. Влияние Франка чувствуется в умении Зана аранжировать «пустые комнаты».