Компания Mutina — уникальный проект. Эта фабрика по производству керамики и плитки появилась около 50 лет назад, в 1973 году, в районе Фьорано, провинция Модена. Название компании происходит от латинского названия Модены — Mutina. Ориентиры основателей Mutina — десять заповедей хорошего дизайна Дитера Рамса и девиз Миса ван дер Роэ: «Меньше значит больше».
По теме: Casa Mutina Modena: бутик-отель в Модене по проекту OEO Studio
Фирма Mutina — настоящая гордость Италии. Ее деятельность ориентирована на инновации и сотрудничество со всемирно известными партнерами. Поворотным для бренда стал 2006 год, когда керамику стали преподносить как модный дизайнерский материал, а ее использование становится неотъемлемой частью концепции интерьера.
Mutina создает керамику, в которой сочетаются принципы продукта Made in Italy — технология и ручная работа. Компания при поддержке итальянских ремесленников пытается преодолеть любые ограничения исходного сырья — и при этом достигается высокое качество продукта. Широко используется нейтральная палитра, приветствуются редкие оттенки серого, цвета слоновой кости, экрю и ряд натуральных оттенков. В производстве фабрики есть линии разных размеров, от самых больших 100 x 300 см до микро-мозаики 0,9 x 0,9 см. Коллекции разделены на напольные, настенные и мозаичные изделия, при этом большинство превосходно сочетаются друг с другом.
В случае с Mutina слияние традиций и инноваций представляют собой главную ценность. Здесь понимают креативность как возможность совмещать различные стили и эмоции. Когда в 2016 году марка отмечала 10-летний юбилей с момента своего идеологического перезапуска, ее история была по сути переписана: обширный проект включал множество концептуальных текстов, рекламную кампанию, новый веб-сайт, журнал и фильм, снятый режиссером Альбертом Мойя.
Одним из центральных направлений является программа Mutina for Art — оно обозначает стремление к диалогу с современным искусством. Общение и дружба с ведущими дизайнерами и архитекторами переросла в проекты, ставшие образцовыми в своем жанре. Известные коллаборации с братьями Буруллеками, Патрисией Уркиолой, Barber & Osgerby, Натали дю Паскье, Константином Грчичем, Хеллой Йонгериус, Raw Edges и другими признанными мастерами — это ряд коллекций, в которых тонкие оттенки соседствуют с яркими и насыщенными. Нынешняя стратегия компании — средствами высокого дизайна привнести в эту область керамики выразительность, свойственную искусству.
Недавние коллекции фабрики Lane и Primavera (авторства лондонской студии Barber & Osgerby) представляют собой две контрастирующие палитры. Несмотря на различия по стилю и формату (вторая представляет собой плитку большего размера), они исходят из концептуального анализа цвета. Линия Lane — это прямоугольная глазурованная керамогранитная плитка размером 160 х 79 мм в пяти различных цветовых палитрах, от серовато-белого до терракотово-красного и глубокого пурпурного баклажана.
«Наши последние коллекции плитки для Mutina совершенно разные. Цвета Lane стали результатом детального изучения окрестностей и архитектуры Лондона. Например, бледные тона портлендского камня, найденного в лондонском районе Мэрилебон, представлены рядом с более темными оттенками серого, которые напоминают бетон бруталистского Барбикана, и терракотовую палитру викторианской кирпичной кладки, найденной вокруг Вестминстера», — комментируют дизайнеры. Плитка имеет слегка неровные края, что создает впечатление ручной работы. Подходящие для полов и стен, они предназначены для смешивания и сочетания, что создает произвольный эффект.
Одну из самых впечатляющих инсталляций создала для Mutina художник и дизайнер Натали дю Паскье в выставочном пространстве MUT, в штаб-квартире компании во Фьорано, построенной знаменитым итальянским архитектором Манджаротти. Семь тотемоподобных скульптур сложены из кирпичей, покрытых яркими красками. Выставку курировала Сара Косулич — именно она предложила сделать основным материалом скульптур кирпич, являющийся повторяющимся элементом в абстрактных картинах Дю Паскье.
«До сотрудничества с Mutina я ничего не знала о кирпиче — для меня это были странные анонимные объекты, которые появлялись в моих натюрмортах». Дю Паскье занимается живописью с 1980-х годов, ее абстрактные работы часто включают формы, напоминающие предметы домашнего обихода — до этого дизайнер-самоучка была одним из основателей Memphis Group наравне с Этторе Соттсассом — она отвечала за многие из его декорированных поверхностей, включая текстиль, ковры и пластиковый ламинат, а также за создание мебели.
В компании Mutina проводят активные исследования цвета. Идея линейки Diarama возникла после того, как основатели заинтересовались хроматикой и тем, как цвет может влиять на внешний вид керамики. Стремясь создать беспрецедентный ассортимент оттенков в плитке, этот итальянский бренд обратился к Хелле Йонгериус. «Эта коллекция рождена спонтанным подходом, направленным на хроматическое развитие и спектр оттенков. Мы рассматриваем коллекцию Diarama именно как цветовой проект, а не дизайнерский. Возможно, Хелле Йонгериус принадлежит самая интересная коллекция в этой области, ведь она изучила цвет во всех его формах», — поясняет Массимо Орсини, генеральный директор бренда.
В 2017 году для Mutina коллекцию керамической плитки создала Патрисия Уркиола. Линейка Cover включает в себя рисунки с перекрестной штриховкой, пунктиром и узорами. Разработанный Уркиолой для изучения различных свойств керамики и возможной геометрии, коллекция включает неглазурованный керамогранит трех различных текстур: Base, Grid и Nube. В мае 2021 года компания представила коллекцию мозаики Din по дизайну Константина Грчича. В ней обозначилось движение к рациональным формам и пропорциям — и вместе с тем к свободе экспериментального цвета и различных типов покрытий.