Аукционист, арт-дилер, коллекционер, фотограф и иногда ди-джей, Симон де Пюри — культовая фигура в мире искусства. «Он обладает мощью Ferrari, элегантностью Maserati и шармом, как у мисс мира», — отзываются о нем коллекционеры. «Моя карьера в мире искусства началась с ученичества в Galerie Kornfeld в Берне, аукционном доме и галерее, специализирующейся на гравюрах и рисунках. Я делал все — от каталогизации произведений искусства, их обрамления, хранения, до упаковки и уборки в галерее», — рассказывает де Пюри.
По теме: Симон де Пюри: «я хотел стать художником»
Его первым приобретением из русского искусства стала картина Эрика Булатова — знаменитый аукционист часто отмечает, что является поклонником работ Булатова с того судьбоносного момента, когда ему выпала честь проводить первый аукцион Sotheby’s в Москве в 1988 году.
В Sotheby’s де Пюри проработал 16 лет — со временем он стал главой европейского направления Sotheby’s, однако поворотным моментом в его карьере явилось основание в 1997 году собственного аукционного дома. Четыре года спустя де Пюри стал одним из совладельцев Phillips de Pury — эта институция ориентировалась на супер-новое, только появившееся искусство, а также на ювелирные украшения и коллекционный дизайн. Важным периодом в его практике стало курирование коллекции барона Тиссен-Борнемисы — самого крупного частного собрания в 1970–80-х. В 2031 году Симон покинул Phillips de Pury — и позже вместе со своей женой Микаэлой, с которой они работали до этого 11 лет, основал консалтинговую компанию de Pury de Pury.
Недавно де Пюри выступил в роли арт-директора галереи Newlands House — он курировал выставку Рона Арада. После 50 лет работы в бизнесе и поиска альтернативы «блокбастерам в больших музеях» Симон переключился на камерные шоу. «Меня заинтриговал контраст между его работами, в которых царит атмосфера XXI века, и архитектурой георгианского здания», — говорит Cимон де Пюри.
Адаптация и активность
Спешите в музеи и галереи, чтобы снова физически увидеть произведения искусства. Вместе с тем нужно понимать, что те огромные цифровые прорывы, совершенные арт-рынком во время пандемии, останутся с нами навсегда. Быстрее всего к новой ситуации адаптировались аукционные дома. Торговые залы в Нью-Йорке, Лондоне и Гонконге были преобразованы в телевизионные студии, где аукционист взаимодействует с коллекционерами по всему миру — причем эти коллекционеры никоим образом не обеспокоены тем, что не могут лично проверить, что они покупают. Благодаря тому времени, которое удалось сэкономить на поездках в предыдущие месяцы изоляции, мы все увеличили собственную активность и эффективность. И мне такой способ ведения бизнеса действительно понравился.
Новые возможности
Галерейные эксперты, которые раньше работали с клиентами индивидуально, теперь общаются с гораздо более широкой аудиторией. За основными аукционами сейчас в режиме реального времени следят миллионы людей — это феномен, которого раньше не было. Мы проводим гораздо больше времени в своих домах и поэтому готовы тратить больше, чтобы жить в окружении великолепного искусства и дизайна. Социальные сети постоянно информируют нас о новых работах, выполненных лучшими творческими коллективами. Сейчас вам не нужно перемещать произведения искусства по всему миру так интенсивно, как раньше — и это хорошо как с финансовой точки зрения, так и с точки зрения устойчивого развития. Оцифровка произведений искусства, хранящихся в культурных учреждениях, и открывающиеся для них новые возможности создадут важный источник — он обеспечит крайне необходимое финансирование этих институций.
Гибридные форматы
Новые форматы NFT стали активно присутствовать на арт-рынке — и они останутся с нами надолго. Идея уникальности — вот что стимулирует стремление коллекционеров. Однако можно предположить, что через некоторое время высокая начальная температура цифрового искусства снизится. В физическом искусстве и цифровом появятся множество мостов, которые принесут пользу обеим сферам. Я как куратор планирую заниматься всеми форматами – и физическим, и гибридным, а также исключительно онлайн-деятельностью. Сейчас планируется несколько кураторских цифровых презентаций художников, в которых я верю.
Джорджоне и Баския
Сейчас я нахожусь в Венеции, где надеюсь снова увидеть «Грозу» (La T’empesta) Джорджоне, одно из моих самых любимых произведений искусства. Что касается недавних впечатливших выставок, возможно это шоу Жана-Мишеля Баския в нью-йоркском Brant Foundation в 2019 году: выбор, презентация и общее качество работ просто захватывали дух.