Сэм Пратт (Sam Pratt) — один из основателей лондонской галереи FUMI. Он превратил феномен современного коллекционного дизайна в актуальный тренд и успешный бизнес.
По теме: Paris Photo 2018: женщинам о женщинах
С момента первой выставки Gallery FUMI прошло уже около 15 лет. Во многом именно благодаря усилиям ее основателей, Сэма Пратта и Валерио Капо, Лондон превратился за это время в глобальный центр торговли произведениями коллекционного дизайна. Основатели FUMI пришли в галерейный бизнес из других областей: Сэм Пратт — из банковской сферы, Валерио Капо — из маркетинга.
В развитии совместного дела их вдохновляло искреннее желание инвестировать энергию в людей, увлеченных своей работой, а не обслуживать рынок. С тех пор каждое шоу FUMI — значительный шаг в презентации кол- лекционного дизайна. На ее площадке в Мейфэр представлены вещи всемирно известных британских авторов, включая Макса Лэмба и Фэй Тугуд. Концепция галереи ориентирована на изысканных, концептуально и эстетически смелых современных дизайнеров и художников, ценящих мастерство, традиционные методы и революционные новые технологии. Именно этот баланс между интеллектом и ручным трудом, материалом и эмоциональностью сделал их галерею новаторским и оригинальным местом.
Погоня за счастьем
История FUMI — это погоня за счастьем. Мы хотели уйти от скучной работы с 9 до 17 и заняться тем, чем действительно увлечены. У нас возникла чудес- ная идея открыть галерею — так родилась FUMI (сокращенно от Olarunfumi, моего второго имени, что на йоруба означает «Божий дар мне»). С самого начала нам хотелось делать что-то совершенно уникальное и отражающее то, кто мы есть. Поначалу мы не имели понятия, как действовать, — определенной стратегии не было.
Все началось 14 лет назад, когда мы с моим партнером Валерио Капо начали коллекционировать дизайн XX века. Первым объектом был уникальный ковер, купленный в миланской галерее Nilufar, — его автором был Клорин- до Теста, итальянский/аргентинский архитектор. С тех пор мы прошли долгий путь от коллекционирования работ Джо Понти и Джино Сарфатти (это было еще до возникновения первого галерейного пространства в Шордиче) до современных дизайнеров. Сначала нам казалось правильным делать акцент на вещах середины прошлого века — однако мы быстро поняли, насколько такой подход далек от наших истинных устремлений, ведь этот рынок и так был уже переполнен. Поэтому мы подумали, что должны обратиться к новому, только что появившемуся, — то есть смотреть в будущее, а не возвращаться в прошлое. Мы начали активно посещать выставки и ярмарки, такие как Salone del Mobile, чтобы знакомиться со всеми свежими коллекциями и встречаться с интересными дизайнерами. И мы продолжаем это делать до сих пор.
За эти годы нам пришлось несколько раз сменить месторасположение галереи: из небольшой квартиры в Мэрилебон мы переехали сначала в Шордич, где нам досталось огромное пространство, — там мы и находились с 2008 года. Современный дизайн требовал других площадей — диван от Edra и вещи братьев Кампана в старую квартиру просто бы не вошли. Рынок коллекционного дизайна, когда-то являвшийся бедным родственником мира искусства, стал самостоятельным. Поэтому в 2018 году мы решили переехать в респектабельный Мейфэр — район, где живут многие из наших клиентов.
О поиске талантов и клиентов
Мы всегда очень внимательно относились к клиентам — начиная с 2009 года, мы каждое лето перевозили коллекцию в новое пространство в итальянском курортном городе Порто-Черво (нам помогла Роcсана Орланди), что позволяло встретиться с коллекционерами, с которыми мы иначе не столкнулись бы. Это была по-настоящему изнурительная работа: семь дней в неделю, с утра и до 2 часов ночи. Мы внедрили эту практику за много лет до того, как галереи современного искусства и дизайна начали открывать сезонные pop-up пространства на богатых курортах. Но такой стиль бизнеса нас вдохновлял. Мы понимали, что профессия галериста — это не работа на несколько лет, это на всю жизнь.
Мы настолько прониклись духом коллекционирования, что каждый из наших художников и дизайнеров — чрезвычайно ценная фигура для галереи, каждый по-своему. Притом, что на развитие карьеры неизвестного художника, который нам понравился, могут уйти десятилетия. Мы до сих пор с энтузиазмом относимся к красивым скульптурным произведениям — особенно тем, которые дизайнеры выполняют в мастерских своими руками. За прошедшие годы нам удалось создать платформу для начинающих, хорошо себя зарекомендовавших художников — и нам до сих пор интересно делать это. Мы ищем молодые таланты и буквально живем их энтузиазмом. Ручная работа и новаторское использование материалов, неожиданные открытия в применении старых технологий — чрезвычайно важные элементы в работе FUMI. Один из наших главных принципов заключается в том, что мы никогда не работаем с теми, кто нам не нравится.
Критерии коллекционного дизайна
Настоящее коллекционное произведение, как правило, описывается тремя словами. Это уникальность: вещь должна быть выполнена на заказ или существовать в единственном экземпляре. Это долговечность: предмет должен выдержать испытание временем. И третий обязательный критерий — инновация: концепция вещи должна изменить наше видение самого изделия или процесса, с помощью которого оно создавалось.
Основная эмоция, которую мы ждем от коллекционного предмета мебели или освещения, — быть удивленным. Нам интересно, как была выполнена эта работа, и впоследствии нам хочет- ся думать о том, почему она особенная и что ее такой сделало. Для коллекционного дизайна действительно важны эти определения. Работы в этой сфере производятся как уникальные — единственные в своем роде — объекты, но также возможны и очень небольшие тиражи. Распознать вещь обычно удается тогда, когда вы проникаете в суть человека, ее создавшего, и его таланта. Мы верим, что нужно любить дизайне- ра и верить, что у него есть идеи, соответствующие духу нашей галереи. Мы работаем с художниками и дизайнера- ми, которые постоянно экспериментируют с новыми материалами и техника- ми и находятся в постоянном процессе адаптации уже известного. Но я не могу сказать, что верю в некие тенденции в коллекционном дизайне, и не чувствую, что хочу в них верить, поскольку считаю, что хороший коллекционный дизайн превосходит любые тренды.
Микс форматов
Большинство галерей сегодня сосредоточились на онлайн-репрезентации или какой-либо форме виртуального продвижения и продажи своих коллекций. По сравнению с обычными выставками — это изменение, которое может оказаться позитивным, и мы видим множество подтверждений. Мы все были вынуждены пересмотреть способы промоутирования наших дизайнеров и коллекций. Думаю, что в будущем все трансформируется в микс привычных физических репрезентаций и выставок онлайн. Сам я все еще предпочитаю (все-таки возраст играет роль) более традиционный способ работы: прикосновения и взаимодействия не только с работой, но особенно с людьми.