Сеп Вербоом (р. 1990), живущий и работающий в Генте, назван дизайнером 2020 года по версии Biennale Interieur. Наградили Вербоома не за отдельный продукт, а за его социальную деятельность в целом. Дизайн Сепа Вербоома отражает не только взаимодействие с обществом, но и поиск более красивой версии мира в самом широком смысле этого слова
По теме: Тренды 2020/2021: топ-7 новых устойчивых материалов и технологий
Вербоом стремится к улучшению традиционной индустрии дизайна. В какой бы точке земли он ни оказался — Филиппины, Индонезия, Бразилия или Перу, — Вербоом налаживает контакт с местным сообществом, вникает в особенности локальных ремесел и находит способ объединить традиционные промыслы с социальными или экологическими проблемами данного региона.
Дизайн как политика
Мы всегда работаем вместе с партнерами. Это ремесленники, владеющие особыми техниками, владельцы кустарных производств. Cначала мы выстраиваем связи и доверительные отношения. Возможно, я почти не делаю работу дизайнера, как ее обычно представляют, я чувствую себя скорее политиком. Нужно быть уверенным, что каждый участник процесса вовлечен, счастлив и испытывает удовлетворение от общего дела.
Люди часто понимают под дизайном эстетику продукта, но она для меня лишь часть общего цикла, в котором много различных и одинаково важных стадий. Дизайн — это способность удерживать баланс и направлять процесс в нужное русло. Скорее следует фокусироваться на экономической стороне дизайна, его социальном влиянии и воздействии вещи на окружающую среду.
Чему учиться
Я преподаю в школе искусств Гента и всегда акцентирую внимание студентов на то, когда, из чего и как была создана вещь. Уверен, что, если вы сами как дизайнер не понимаете, что хотите сказать своим проектом, для потребителя это также будет сложно. Раньше для индустриальной системы было типично держать процесс изготовления в секрете, поэтому человек не мог проникнуть в суть предмета: так для детей не очевидна связь между пакетом молока и коровой. Так вот, моя задача — восстановить эту связь. Нужно больше дизайнеров, которые бы занимались созданием новых сервисов, а не продуктов. Ведь сейчас большинство живет в ситуации «петли» бесконечного потребления. Эта система должна быть изменена, ведь это не единственный способ, как может жить человек. Дизайнер не должен сосредоточиваться на заработке, это вообще не может быть конечной целью. Он должен понимать, на что тратить время.
Даже, если человек верит, что мир меняется к лучшему, то это не всегда так
Индустрия добычи нефти начиналась с радужных планов по улучшению жизни на земле. Был инициирован масштабный процесс, который через несколько десятилетий превратился в проблему, причем это было сделано при поддержке правительств и огромных инвестиций. Предполагаемые улучшения обернулись загрязнением среды и проблемами со здоровьем. Критическое отношение должно стать основным в вопросах технологий и будущего.
Есть страны, где понятие прогресса выглядит совсем иначе. Меня поразила одна техника окраски ткани, которую я встретил во время путешествий по Амазонии. Люди из племени канария добывали сок особого дерева пример- но так же, как добывают каучук — из надрезов на коре. Сок сначала варят, а потом используют для рисунков на ткани. Ткань помещают в чан с жидкой грязью и какое-то время выдерживают. И дальше, происходит неожиданное — из коричневого рисунок становится черным. Вероятно, земля содержит большую концентрацию естественных металлов, и таким образом они окисляют пигмент, из-за чего он меняет цвет — и тот же процесс фиксирует краску на ткани. Эта многоступенчатая комбинация не выглядит случайной. Когда и как был обнаружен этот эффект? Знание вырабатывалось годами и передавалось поколениями. Как надрезать дерево, какой тип земли использовать, как найти концентрацию раствора. Это особый вид «биологического знания», означающий, что человек тесно связан с природой. Магии нет, обычный биологический закон — но сейчас он воспринимается почти как технологическое чудо.
Мейкерство
Европа потеряла большую часть своего ремесленного искусства из-за мощного процесса индустриализации. Однако нам может помочь пример Бразилии, где множество дизайнеров работают только в собственных мастерских и создают маленькие тиражи без обращения к компаниям. В Европе все стремятся к сотрудничеству с крупными фирмами, а в Бразилии слепленный из глины предмет не несут на фабрику, а обжигают на огне в дровяной печи. И снова возникает ощущение чуда: если в промышленной печи при обжиге мы просто устанавливаем температуру, время и ждем идеального результата, то в дровяной обжиг контролируется человеком. Как мастер может без приборов определить температуру и поддерживать ее на одном уровне? Меня впечатляет, что естественные процессы в окраске зачастую эффективнее, чем химические, а дровяная печь эффективнее электронной — по крайней мере, не уступает ей.
Ремесленника отличает отенок его керамики. Это забытый для нас способ работы, где технология зависит от места, где вы находитесь, и тех материалов, которые вы исследуете. Ремесленная практика дает нам урок: если у вас нет ничего под рукой, тем изощреннее будет мысль дизайнера.
Все давно создано
Надеюсь, что технологии последних 20 лет направлены на безусловные улучшения. Блокчейн, который делает все прозрачным и доступным для людей, дол- жен помочь в распространении знаний. Но вместе с тем я надеюсь и на возвращение к основам, базовым принципам, которые снова войдут в обиход наравне с технологиями. Когда интернет исчез- нет или пропадет электричество — что вы будете делать, если не владеете элементарными навыками? Даже выращивание растений и фермерство для многих стали экзотикой, сродни непостижимому научному знанию. Технологии, как правило, копируют природные процессы и структуры. Новые изобретения пытаются устранить проблемы, давно решенные в природе. Все создано, не нужно ничего придумывать, достаточно просто не уничтожать. Все думают, что технологии способны разрешить любые сложности — но для любой проблемы существует два решения, технологичное и природное.
Для меня самое нужное изобретение — интернет. В течение часа я могу позвонить в джанк-шоп в маленькой деревне на Филиппинах и тут же говорить на испанском с плотником в Перу. Так лег- ко следить за процессом производства и задать любой вопрос в реальном времени. Я счастлив, что помню тот момент, когда интернет появился: наше поколение знает мир таким, каким он был до интернета. А вот от способа, которым в массе добывается электричество, нужно избавляться: вся энергетика нуждается в переосмыслении.