Четвертая сессия брюссельской выставки коллекционного дизайна Collectible 2021 прошла в гибридном формате. Организаторы, Клели Дебео и Лив Вайсберг, сделали часть ярмарки полностью цифровой — показы проходили на новой платформе Collectible Salon. Онлайн-салон поделили на привычные в сфере коллекционирования группы, состоящие из галерей и независимых дизайнеров. В сочетании с камерными мероприятиями, проходящими в городе и в партнерских галереях за пределами Брюсселя, такой смешанный формат оказался вполне эффективен.
По теме: Шарль Калпакян: оп-арт и уличное искусство
Характерно, что в этом году было много новичков: самые заметные — это Йохан Виладрих, показавший персональную выставку в Atelier Jespers, и берлинская компания Aufgabe Null, в предметах которой поверхность асфальта имитируется с помощью резиновых гранул EDPM. Среди перспективных имен прозвучала российская Mia Karlova Galerie, получившая адрес в Амстердаме.
Шарль Калпакян
«Мои новые работы всегда связаны с прошлыми проектами — для меня очень важно иметь общий подход как в скульптурном, так и в эстетическом плане. Каждая форма и цвет — это отголосок коллективной памяти каждого человека», — утверждает Шарль Калпакян. Его объекты из Sequence Collection, представленные галереей BSL, демонстрируют типичный подход обращения с двумя его любимыми материалами: деревом и алюминием. «В них есть двойственность и связь. И тепло, и холод могут использоваться в промышленных процессах и в ремесленных мастерских. Вы можете использовать их в разных масштабах проекта». Заметно, что дерево в последних работах Калпакяна лидирует: и это общий тренд.
Кики ван Эйк
Художник и дизайнер Кики ван Эйк привносит в свои работы ощущение чуда, наполняя повседневные предметы большим смыслом. На выставке она представила две серии. Ceramic Totem Collection (2020-21) — керамические цветные столы и подсвечники. А Ceramic Wall Story (2020-21) — зеркала, созданные во время работы в голландской керамической компании Cor Unum. «Тотемы воображения», как их называет Кики, отражает ее метод ручной работы: художник каждый раз заново конструирует форму — при создании объектов нет фиксированного плана. После глазуровки и обжига деталей Кики уже в студии «играет с объемами и формами для создания финального объекта». Именно такой интуитивный подход проявляет бесконечные возможности скульптуры и керамики.
Вард Вейнант
Вард Вейнант (Ward Wijnant) — настоящий фаворит нынешней выставки. Работы этого голландского дизайнера впечатляют: серия объектов Carbon раскрывает скрытую цветовую палитру металла за счет нагрева. Сваренный вручную узор придает изначально твердому материалу свойства органического дизайна — он напоминает своего рода футуристическую текстуру дерева.
Йохан Виладрих
Йохан Виладрих совместно с Atelier Jespers представил сольное шоу. Его подход радикально отличается от стремления подчеркнуть ручную выделку. Напротив, его металлические объекты, скамьи и столы, состоят из подчеркнуто индустриальных элементов — к примеру, матовых пластин и отполированных труб или цилиндров. Эта радикальная геометрия — результат непрерывного исследования рациональных форм и архетипов. В этих предметах не найти ни патины, ни сварки, ни стилизации, ни рисунка — все следы присутствия мастера стерты. Остается только чистота материала, подчеркнутая различными способами обработки поверхности, и тщательная работа над пропорциями.
Aufgabe Null
Дизайнерский дуэт Aufgabe Null — Хилария и Найкита фон Зальдерн — рассматривают свои произведения как мысли вслух, как некие контейнеры информации, а не как товары. «Как только наша идея воплощена в объект, она может быть возвращена в систему как физическая информация. Очевидно, что для этого нет необходимости в массовом производстве. Наша страсть — это наблюдения и преобразования их результатов, при этом мы не хотим повторяться, чтобы не терять свежести ощущений». Поэтому они делают главным образом уникаты (как кресло One из EPDM-пенопласта или зеркало Trowel из нержавеющей сталь с зеркальной полировкой и подставкой из пенопластовых гранул EPDM).
Риван Коэффик
Риван Коэффик (Riwan Coëffic) yедавно он получил диплом эйндховенской Академии дизайна, и его работа оказалась в числе лучших. «Я хочу стать дизайнером, который все время ищет и остается верным тому, что для меня важно, но при этом быть достаточно открытым, чтобы видеть новое. Я придаю большое значение интуиции и спонтанности через рисование, вдохновение и творчество. И считаю, что важно придавать материальность повседневным мелочам, которые делают нас счастливыми». Одно время Риван изучал возможности белой керамической плитки и ее универсальность (этому была посвящен его дипломный проект Chlore Cocktail), однако на выставке он представил модульные объекты из керамики, наполненные цветом. Коллекция Quatre Couleurs — это геометрические цветные блоки, которые превращаются в мультифункциональные объекты наподобие шкафа, столиков и тд.
Йонас Лутц
Финский дизайнер Йонас Лутц, живущий в Нидерландах, создает объекты смелые, элегантные и простые. Лаконичность формы уравновешена тактильностью и скромностью решений, говорящих о глубоком понимании материалов и стремлении улучшить их качества. Йонас черпает вдохновение в скандинавских мебельных традициях и скульптуре. На выставке была представлена среди прочего скамья Mount, заказанная семьей из Блумендааля в Нидерландах, которая во время ремонта их семейного дома демонтировала несколько старых сосновых балок: их и передали дизайнеру для работы. Рабочий процесс включал зарисовку, соединение и работу с бензопилой и шлифовальной машиной. Так получился яркий скульптурный объект, привносящий в дом представление о природном ландшафте.
Moure / Studio
Парижская студия Moure / Studio специализируется и на предметном дизайне, и на интерьерных проектах. «Нам нравится создавать чувственную атмосферу с помощью эксклюзивного дизайна, учитывающего архитектурные объемы и подчеркивающего вибрацию цвета. Мы убеждены, что нынешняя дизайнерская практика требует объединения талантов». Стол Silvia — минималистичный объект, в котором главным элементом стали конические ножки. «Все дело в следовании своему инстинкту. Эмоции, которые вызывает создание коллекционного дизайна, должны быть в фокусе вашего внимания, когда вы принимаете решение о покупке. Вместо того, чтобы начинать коллекцию с четкого представления о том, как все будет выглядеть, приобретайте предметы инстинктивно и не слишком задумывайтесь. Согласованность придет со временем. Имейте в виду, что дизайн — это не только визуальный элемент. Элемент дизайна мебели на самом деле пробуждает все пять чувств».
Sabourin Costes
Парижская студия Sabourin Costes основана Зое Кост и Паолой Сабурин. Девушки уверены, что не нужно выбирать между декором и функцией. «Разве дело не балансе между ними? Самое интересное, когда они бросают друг другу вызов: иногда внешний вид и орнамент настолько сильны, что в каком-то смысле берут на себя функцию. Есть что-то одновременно захватывающее и беспокоящее в необходимости придумывать, как наилучшим образом использовать красивый объект. Последние пару месяцев мы работали в просторном пространстве, похожем на деревенское — это был старый цех. Ателье залито естественным светом — он проникает через большую стеклянную крышу, эти условия идеальны для работы с материалами и цветами. Создавая коллекцию Boudins, мы работали с временем и напряжением — мы хотели создать произведения, в которых есть развитие, движение. Они рождаются в очень организованной, системной атмосфере — но постепенно становятся рыхлыми и органичными».
Aра Торос
Американский дизайнер армянского происхождения Ара Торос (Ara Thorose) показал продолжение своих экспериментов в области скульптурной мебели. Для изготовления цилиндров Торос измерил окружность собственного бедра — они и стали диаметром труб, которые образуют форму сидений. «Моя работа — это линия. Я использую линию как артефакт движения — каждый «мягкий цилиндр» исследует текучесть. Тот факт, что цилиндры имеют окружность бедра, придает определенные элементы этой работе: минималистичные и абстрактные, но вместе с тем теплые и игровые».