В галерее Punta Conterie проходит выставка под названием «Эмпатия — открытие стеклянного наследия» (Empathic — Discovering a Glass Legacy). Ее куратором выступил Лука Никетто. Он пригласил восемь дизайнеров, чтобы они представили современное видение муранского стекла и создали коллекцию, где его любимый материал и различные техники работы с ним были показаны во всем многообразии.
По теме: Glasstress: венецианское стекло и современное искусство
Это одна из самых значительных экспозиций подобного рода на Мурано: впечатляют не только звездные имена участников, но и различный подход к производству. Никетто рассказывает о том, что вдохновило его на создание проекта: «Муранское стекло — мой любимый материал с детства, поскольку я вырос на Мурано и мог наблюдать с ранних лет процесс варки стекла и создание вещей с использованием традиционных инструментов изготовления. Вместе с тем меня всегда увлекали новые технологии в работе с этим материалом — он своего рода ключ к пониманию моего подхода к дизайну. Сегодня я использую муранское стекло более чем в половине своих проектов».
Экспериментировали со всеми существующими техниками Ричард Хаттен, Ини Арчибонг, Ноэ Дюшофур-Лоранс, студия GamFratesi, Бенджамин Хьюберт, Елена Сальмистраро, Марк Торп и сам Лука Никетто. В их работах можно увидеть объекты из выдувного и литого стекла, множество вариантов смешанных техник, в которых применяются стеклянные стержни и другие материалы. Это своего рода мечты, воспоминания и эмоции, связывающие каждого автора с Венецией — кто-то создавал отдельные работы, кто-то серию.
Интерпретации стекла разнообразны, и в целом эстетика каждого автора узнаваема: цветные слои в тотеме Хаттена, насыщенные композиции Бенджамина Хьюберта, работа с ремесленными техниками и совмещением материалов у GamFratesi (у них стекло выступает с дуэте с деревянными основаниями). Арчибонг воспроизводит в стекле традиционные африканские деревянные маски — дизайнер придумал композицию из «четырех охраняющих духов, защищающих человека во время его земных путешествий». «Моя скульптура представляет собой воплощение масок «Генерала» (стратегическое начало), «Провидца» (способность прогнозировать и предугадывать), «Старшего» (знание) и «Зверя» (отражение всего инстинктивного), — поясняет дизайнер. — Это продолжение моего диалога о создании новой мифологии для детей африканской диаспоры — он происходит между культурами посредством духовных практик и ремесла. Более того, до этого проекта нам уже были нам известны прецеденты муранско-африканского культурного обмена».
У Никетто колекцию составляют три разноцветных стеклянных робота, которых он обожал в детстве. Зеркало Medusa по дизайну Елены Сальмистраро — это прямая цитата мифа о Медузе Горгоне: «В данном случае зеркало становится предметом, и, как в сказках, очаровывает, возвышает, парализует. Взгляд Медузы становится повествовательным приемом, чтобы передать пластичность выдувного стекла». У Ноэ Дюшофур-Лоранса нежный материал выглядит брутально: «Я создал ограничение для стекла, используя вертикальную металлическую панель. Это препятствие заставило стекло изменить свое состояние — плоская поверхность стала волнистой».
«Этот проект о работе с местными производителями — и спасении их уникального опыта. У всех дизайнеров было желание выразить в проекте сам процесс, который показывает присущие стеклу качества материала», — комментирует Хьюберт. Марк Торп добавляет: «Конечно, эта выставка — дань уважения истории, искусству и ремеслам Мурано. Однако по сути — это признание куратора в любви к этому острову. Вы буквально слышите голос каждого произведения — и для каждого волнующе быть частью этого страстного признания».
• Empathic — Discovering a Glass Legacy, галерея Punta Conterie, Fondamenta Marco Giustinian, 1, Мурано, до 10 апреля 2022 года.