Тема сентябрьской сессии Design Miami / Basel 2021 — Human Nature. Кураторы подразумевали, что она может звучать и как «человеческая природа», и как «взаимоотношения человека и природы». Небольшая по масштабам выставка демонстрировала сильную идеологическую составляющую, что характерно почти для всех постпандемийных шоу.
По теме: Молли Дент-Броклхерст: иммерсивное искусство как главный тренд
Современный дизайн, исследующий «человеческую природу» главным образом при помощи крупномасштабных инсталляций и эффектных экспозиций, — это точный слепок рынка. И, разумеется, в этом году можно было покупать дизайн и искусство также на онлайн-платформах, что значительно расширило охват Design Miami. Куратор выставки Арик Чен (недавно он стал также генеральным и художественным директором Het Nieuwe Instituut в Роттердаме) заявил: «Мы задаемся вопросом, как можно переосмыслить отношения между людьми, природой и одновременно человеческой природой. Вопрос устойчивости и выживания на планете не только технический, но также когнитивный, культурный и философский. Очевидно, что ориентированные на человека мировоззрения и подходы больше не являются разумными, поэтому мы хотим изучить, как дизайн предлагает возможности для переосмысления наших отношений с нечеловеческими существами и разумными существами более жизнеспособными методами».
Многие дизайнеры исследовали в своих арт-инсталляциях взаимосвязь с ремесленными методами и цифровыми технологиями, влияние антропогенной среды на разнообразие местных культур, в том числе исчезающих. Пока на стенде Carpenters Workshop Gallery представляли новую ювелирную линию, Татьяна Бильбао дебютировала со своей коллекцией мебели, Рик Оуэнс искал точки соприкосновения модернизма, бруталистской архитектуры и минимализма, а Патриция Морозо показывала новое экспериментальное направление More-So под арт-директорством Рона Арада, посетители изучали концептуальные инсталляции.
1 Матье Леаннер: State of the World
Матье Леаннер исследовал демографические данные Организации Объединенных Наций и на их основе создал серию работ из анодированного алюминия, имитирующих трехмерные пирамиды населения из более чем 100 стран. Таким образом он визуализировал основные события, виляющие на демографию — войны и бэби-бум; скульптуры можно «читать» и трогать, размышляя о собственной роли в масштабе человеческой истории. «Провалы и выемки указывают на войны, эпидемии или другие исторические происшествия, выступы — это бэби-бум и скачки рождаемости. С помощью этой работы я хотел восстановить эмоциональный потенциал и создать физические «фрагменты человечности». Работа с твердым алюминием позволила нам точно реконструировать каждый пласт, каждую эпоху. Они похожи на неподвижные волчки, которые, кажется, выросли из желания подняться выше — ведь все мы хотим жить как можно дольше».
2 Гарри Нуриев: Elеvator
Основатель Crosby Studios Гарри Нуриев переосмыслил эстетику стальных лифтов в композиции Elevator, где текстильные стены имитируют гофрированный металл. Лифт как метафора перемещения между пространствами и перехода в иное качество вдохновил дизайнера на создание этого сияющего пространства: «Лифт — это место, где ты снова становишься ребенком и нажимаешь на все кнопки, однако пункт назначения неизвестен». Модульные диван, кресло и пуф составлены из будто бы металлических колонн, еще больше подчеркивающих общее вертикальное движение.
3 Studio Drift: Shylights
Эта огромная инсталляция Studio Drift заняла весь большой зал первого этажа. Дизайнеры имитировали с помощью подвесных светящихся конструкций медленный цикл в движении растений, реагирующих на суточную смену световых ритмов. «Мы хотели, чтобы зрители и инсталляция оказались на одной и той же частоте — таким образом динамичное пространство соединялось бы посетителями и передавало бы им ощущение времени», — комментируют создатели. Абажуры из легчайшей ткани движутся под музыку Филипа Гласса: наблюдать за этим можно было, сидя на деревянной конструкции, созданной Су Фудзимото. Проект Shylights был создан совместно с Superblue, новым «Центром экспериментального искусства» в Майами.
4 Германс Эрмичc: Shaping Color
Германс Эрмичс — латвийский дизайнер, живущий в Амстердаме. Его коллекция Shaping Color из хроматического стекла была представлена на стенде галереи Peter Blake. Художник ищет поэтический баланс между искусством и функциональностью, светом и цветом. Минималистичные переходы от синего к желтому должны вызвать у зрителя «феноменологический опыт» — Эрмичс добивался, чтобы мы задумались о материале и его взаимоотношениями с окружающей средой.
5 Noemi Saga Atelier: Sucuri Snake
Огромная зеленая змея из редкой разновидности изумрудно-зеленого кварца — это инсталляция Ноэми Сага, бразильского дизайнера, которая просто превратила свой существовавший в дереве антропоморфный объект Sucuri в полномасштабное произведение.