DDW 2021: экология, светодиоды и антиконсьюмеризм
10 ноября 2021 г.
Свет как необходимая остановка и один из возможных выходов из кризиса.Неделя голландского дизайна (DDW, Dutch Design Week) в год своего 20-летнего юбилея была посвящена теме «Больших чисел» (The Greater Number). Нынешнее оффлай-шоу стало крупнейшим дизайнерским мероприятием в Северной Европе — фестиваль в качестве идеологического кредо выбрал решение проблемы меньшего потребления, меньшего производства и меньшего количества отходов.
По теме: Dutch Design Week 2020: новая близость
Разумеется, эти решения пока не всегда возможны — поэтому дизайн требует более экологичных продуктов с большей стоимостью. Одним из самых показательных в этом смысле был сектор светового дизайна. Инсталляции и отдельные проекты на ведущих площадках Эйндховена выявили ряд тенденций, которые с большой долей вероятности станут мейнстримом в последующие годы.
Парящий модульный свет
Свет, как будто не имеющий опоры, рассыпающийся созвездиями. Максимально кастомизированный, дающий возможность сооружать конструкции любого масштаба и назначения, гибкий, поэтичный. С остроумными системами фиксации элементов, позволяющий бесчисленные световые вариации и в частных домах, и в общественных пространствах. Показательный пример — световые системы студии Vantot, придающие смысл любому пространству — и в качестве главного действующего лица, и в качестве функционального разделителя.
Sustainable: свет и переработка материалов
Благодаря тщательному изучению процесса и производства в оптике, студия Object Density (ее основали австралийцы Николя Чарльзуорт и Ким Станек, пару лет назад переехавшие в Эйндховен) увидела мощных декоративный потенциал в переопределении значения отходов. Их коллекция Lens Luminaire, созданная из бракованных линз для очков, стремится восстановить ценность несовершенных оптических линз, подчеркивая присущую им красоту и уникальные свойства искажения. Идея использовать это материал пришла около задния De Admirant, исторически известном как De Bruine Heer — раньше здесь было главное дизайнерское бюро Philips. Сейчас это одно из знаковых зданий Эйндховена, и здесь же находится оптика. Дизайнеры, решив фокусироваться на городскую историю инноваций в освещении и повторную контекстуализацию потока отходов, создали линейку Lens Luminaire. Это своего рода физическое выражение городской культуры Эйндховена, его прошлого и настоящего — и дизайнеры размышляют, как это взаимодействие может повлиять на будущее.
Неон и асимметрия
Свет как проявитель формы — одна из главных тем в работах Пайке Бергманс. Она продолжает свои эксперименты прошлых лет и демонстрирует фокусы со стеклянными трубками и неоновым светом. В рамках первых экспериментов Пайке надувала большие пузыри в середине обычной неоновой трубки — и обнаруживала, что свет сферической области становился невидимым, хотя в цилиндре оставался ярким.
Гибридный свет
Света, интегрированного в объекты мебели или скульптуру, становится все больше — с одной стороны, это вполне функциональное направление, заменяющее отдельные светильники. С другой — подсветка прекрасно подчеркивает фактуру самого объекта. Нематериальность света также часто соседствует с нарочито грубым материалом, подвергнутом ремесленной обработке — к примеру, деревом. Контраст совершенного и несовершенного наделяет интерьер особыми свойствами, как в объектах Шо Ота.
Кинетический свет
Свет как часть кинетических объектов оказывается чрезвычайно важным. Мир, где все пребывает в движении и кажется живым, требует его присутствия. Украинская студия Smith & Winken (основатели Валерий Кузнецов и Отто Винкен) придумали проект Endless Movement — в этой лимитированной коллекции насчитывается 20 объектов. Авторы показывают красоту привычного мира в новом ракурсе: они предлагают воспринимать сочетания материалов и законы физики под неожиданным углом, и демонстрируют красоту связи между механикой и бионикой. «Каждый из объектов коллекции возник как попытка урока из основных механизмов и закономерностей взаимодействия структур Земли, живого и искусственного. Исследуя сценарии будущего, мы демонстрируем гипотетические формы, которые она может принимать в процессе эволюции. Это своего рода ощущение четвертого измерения, в котором законы природы и механики трансформируются, и мир кажется совершенным».
Светодиоды и медитация
Освещение в будущем не только способно преобразить пространство — но и окружающую среду вокруг, сделав ее одновременно красивой и устойчивой. К этому стремятся теперь все бренды. Яркий визуальный образ сегодня обязан сочетаться с технологически продвинутым наполнением. Так, JAPTH, голландский дизайнерский бренд современных и экологичных светодиодов, в своем проекте Loading, показывает, как именно использовать энергоэффективность светодиодов — их возможности оптимально использованы в каждой из моделей. Звезды дизайна и молодые таланты оказываются в одинаковой ситуации: их цель — предоставить концепцию, включающую честное и ответственное производство с минимальным воздействием на окружающую среду. Важной частью производства является то, что модели изготавливаются вручную людьми, которым по тем или иным причинам сложно найти работу самостоятельно. И вместе с тем, компании воспринимают свет как повод для медитации и остановки. Они задаются вопросом: «Что вы будете делать, когда нужно двигаться дальше, но на этой не осталось энергии? Что вы будете делать, когда у будет столько впечатлений, что придется немного отдохнуть, чтобы продолжить?»