На торги Sotheby’s 24 февраля 2022 года выставлено около 100 лотов из собрания Катру — работы Этторе Соттсасса, Виктора Вазарели, Йозефа Альберса, Ксавье Вейана, Мартина Зекели, Рона Арада. В Париже 1970-х годов Бетти Катру и ее муж Франсуа были блистательной парой из высшего общества. Бетти и Франсуа поженились в 1968 году. Она — высокая андрогинная модель и любимица Ива Сен-Лорана, лицо его бренда, он — декоратор-самоучка, гламурный дизайнер банкиров, русских олигархов, греческих и арабских принцесс, медиа-магнатов и южноамериканских миллиардеров — тех, кого раньше называли элитой. Именно он преображал особняки, роскошные апартаменты и замки сверхбогатых особ, среди которых были Ротшильды, Диана фон Фюрстенберг а, позже, и Роман Абрамович.
По теме: Дома самых влиятельных арт-дилеров — в одной книге «Ради искусства»
Катру выглядел как кинозвезда: с многолетним загаром и любовью к дорогим спортивным автомобилям, он был внуком известного французского генерала и испанской наследницы, школьным приятелем Ива Сен-Лорана — учился в той же римско-католической школе-интернате в Оране. В юности он жил в Нью-Йорке, служил журналистом и писал об интерьерах, когда королева итальянской моды Мила Шон заказала ему бутик в миланском палаццо. В результате появился космический корабль из белого ламината. Это был «футуристический, минималистичный театр, весьма подходящий для того времени, — написал Дэвид Нетто в монографии о Катру, — созданный инженю, и он произвел фурор в мир дизайна». 30-летний Катру мгновенно стал любимым декоратором высшего общества.
Торги посвящены резиденции пары на Французской Ривьере. В то время как парижская квартира на острове Сен-Луи и загородный дом в Любероне были многократно представлены на страницах модных журналов, третий дом четы Катру — апартаменты в знаменитом Palais Maeterlinck в Ницце, с видом на залив Ангелов, ранее никогда не показывался широкой публике.
К сожалению, интерьеры, предназначенные исключительно для себя и своей супруги, были едва завершены, когда Катру обнаружил, что у него рак мозга. Он умер в ноябре 2020 года. Теперь вся обстановка, в которой, как говорит Бетти, супруги провели всего несколько ночей, будет продана с молотка.
Катру никогда не переставал развиваться в профессии как дизайнер, его выбор предмета и композиции поражали воображение. Он смешивал стили и эпохи: китайская ширма XVIII-го века и современная лампа Инго Маурера соседствуют с картинами Виктора Вазарели и креслами Владимира Кагана. Он не только украшал, но создавал «живые» комнаты-истории. Франсуа Катру «увлекся модернизмом, раньше, чем кто-либо другой, — сказала маркиза де Равенель несколько лет назад в интервью Vanity Fair. — Он использовал такие не модные тогда материалы, как нержавеющая сталь, пластик и бронза. Он очень опередил свое время». «Когда мне было пять, — рассказывал Катру, — я уже менял декор своей комнаты. Когда моих родителей не было дома, я передвигал мебель… Ненавижу слово «вкус». Более важным, чем вкус, является чутье. Я гораздо больше верю в спонтанность. Если бы у меня был только вкус, я бы никогда не осмелился строить для Шон».
«Мне повезло, — говорит Бетти Катру, — узнать Ива Сен-Лорана в качестве друга, который одевал меня, и Франсуа Катру, моего мужа, который украшал мои дома. Франсуа мог самые известные вещи сделать лучше, он всегда находил способ заново открыть их».