Впервые, через двадцать пять лет после смерти Альдо Росси, миланский Museo del Novecento представляет выставку, объединяющую более 350 проектов, созданных им в период с 1960 по 1997 год. Концептуальный дизайнер и теоретик архитектуры, лауреат Притцкеровской премии Альдо Росси является одним из крупнейших представителей визуальной культуры XX-го века.
По теме: Альдо Росси: мысли об архитектуре и устройстве городов
Куратор Кьяра Спангаро собрала обширный материал: предметы мебели и быта, прототипы и модели, картины, рисунки и этюды, датированные с 1960 по 1997 год. Первые предметы мебели, сделанные в 1960 году совместно с Леонардо Феррари, отражают размышления Росси о связи, объединяющей архитектурный и городской масштаб с монументальным и предметным масштабом.
С 1979 года Росси, первый итальянский лауреат Притцкеровской премии (1990), объединил мир промышленного производства и мастерства, сотрудничая с Alessi, Artemide, DesignTex, Bruno Longoni Atelier, Molteni&C, Richard Ginori, Rosenthal и Up&Up (теперь UpGroup). За почти двадцать лет работы он спроектировал более 70 предметов, многие из которых все еще находятся в производстве. Он экспериментировал с формами и красками, с металлом и деревом, мрамором и камнем, керамикой, текстилем и пластмассами.
Наследие России вовлекает зрителя в неожиданную, богатую воображением историю, которая колеблется между классицизмом, иронией и метафизикой. Росси выступает визионером постмодерна, междисциплинарным художником, который легко смещает масштабы и ракурсы точно настроенного на эстетическое совершенство глаза.
Выставка, включающая инсталляцию Морриса Аджми, MA Architects, партнера Росси в Нью-Йорке, прослеживает карьеру Альдо Росси в девяти частях. Первая представляет отношения между нарисованным изображением и реальностью, вторая посвящена прототипам и вариантам воображаемого домашнего интерьера, что приводит к реконструкции поэтической среды в третьей комнате, где представлены такие работы, как Серия Parigi (UniFor, 1994) и сервиз Tea & Coffee Piazza (Alessi, 1983).
Четвертый зал напоминает кладбище Сан-Катальдо в Модене и знакомит с аполлоническими геометрическими фигурами, столь любимыми архитектором. Тема, поднятая в следующем зале, пятом — ремесло. Это прототипы Richard Ginori и Rosenthal, ковры, сделанные в ARP Studio на Сардинии (1986), деревянные инкрустации Bruno Longoni Atelier. ни Мастерская (1997). Шестая комната содержит стулья, кресла, большие предметы мебели с их вариациями, от культового стола Papyro (Molteni&C, 1989) до маленького стола Tabularium (Up&Up, 1985). Далее в седьмую комнате куратор поместила некоторые из коллекции вещей, которые Росси собирал и хранил в своем доме, включая американские кофейники, гравюру Джованни Баттисты Пиранези и буфет XIX-го века — все то, что непосредственно вдохновляло его как предметного дизайнера.
Связь с архитектурой, ведущая нить выставки, очевидна в разделе, посвященном мебели (восьмой зал): сиденье для театра Карло Феличе в Генуе (Molteni&C/UniFor, 1990) или кресло Museo, изготовленное для музея Боннефантен в Маастрихте (UniFor, 1994). Волшебное присутствие Театро дель Мондо, которое завершает выставку, напоминает о временных деревянных постройках и возвращает зрителя к началу его карьеры.
По теме: Рон Гилад: инсталляция в честь Альдо Росси в Милане
Уникальная презентация и диапазон выставленных работ стали возможными благодаря сотрудничеству между музейными учреждениями и архивами. К выставке подключились Museo Alessi, Molteni Museum, Bruno Longoni Atelier и Up Group, Bonnefanten, Центр Жоржа Помпиду в Париже, Fondazione Museo Archivio Richard-Ginori della Manifattura di Doccia во Флоренции, MAXXI Museo delle arti del XXI secolo в Риме, Университет Юава в Венеции, Миланский музей Триеннале и многочисленные частные коллекционеры.
• Aldo Rossi. Design 1960-1997, Museo del Novecento, Милан, до 2 октября 2022