Ежегодная премия Loewe Foundation Craft Prize, учрежденная в 2016 году Джонатаном Андерсоном, выявляет выдающиеся достижения и инновации в области современного ремесла. В 2022 году приз достался корейской художнице Дахье Чжон за невероятно тонкую работу из конского волоса. Этот сосуд выполнен по технологии, которая существует уже более 500 лет.
По теме: Тренды дизайна 2021: 6 интерьерных тенденций по версии немецких экспертов
В шорт-лист Loewe Foundation Craft Prize вошли начинающие и признанные мастера в возрасте от 28 до 63 лет, отобранные группой экспертов из более чем 3100 заявок, поступивших из 116 стран. Работы 30 финалистов выставлены в сеульском музее SeMoCA. Корейская художница Дахье Чжон была выбрана за ее мастерство и особый подход к плетению из конского волоса. Это 500-летнея техника корейской династии Чосон, первоначально применявшейся при изготовлении шляп сабангван (sabanggwan). Сосуд, похожий на корзину, кажется легким и почти невесомым, при этом он очень прочный. Пряди конского волоса замысловато сплетены в геометрические узоры.
«Для меня большая честь получить эту награду. Это не столько мои усилия, сколько изобретательность моих предков, которые занимались изготовлением изделий из конского волоса. Я бы назвала объект A Time Of Sincerity скорее групповой работой, — признается Дахье Чжон. — Искусство всегда предлагало человеку способ самовыражения. Однако исторически так же функция была и у ремесла. Все изменилось в эпоху стремительного технического прогресса, но постепенно в медленном создании вещей все больше людей видят преимущество. И получение такого приза подтверждает истинный смысл ремесла как самовыражения».
В этом году в состав жюри вошли 13 ведущих профессионалов из мира дизайна, архитектуры, журналистики и музейного дела. Среди них Джонатан Андерсон, креативный директор Loewe; керамист Магдалина Одундо; дизайнеры Патрисия Уркиола и Наото Фукасава; бывший директор Национального музея Кореи Хоннам Ким.
«Вы понимаете, сколько сотен часов труда ушло на создание этой формы. Вы видите, что это живой материал. Здесь есть и традиция, и желание сломать традицию, — говорит о работе Чжон член жюри почетный директор лондонского Музея дизайна Деян Суджич. — Людям нужно что-то, за что можно ухватиться и утвердить свою идентичность. Ощущение того, кем являются люди, отражается в их артефактах и навыках, которые они ценят».
В этом году жюри особо отметило двух художников, раздвигающих границы своего творчества. Это были южноафриканский керамист Андиле Дьялване и немецкий ювелир Джулия Обермайер.