Тема 23-й миланской международной Триеннале звучит как «Неизвестные неизвестные: введение в тайны» (Unknown Unknowns: An Introduction to Mysteries). Выставка исследует, какие идеи и концепции нам понадобятся в будущем, с помощью искусства, дизайна и кино.
По теме: Музей дизайна ADI: многообразие итальянского дизайна
Перед главным зданием Триеннале выстроили башню с треугольными отверстиями по проекту Франсиса Кере, лауреата Притцкеровской премии 2022 года. Этот архитектор из Буркина-Фасо с помощью архитектурных приемов указывает на неопределенность предстоящего времени и связанные с этим страхи, однако тут же развеивает их. У башни низкий вход, куда можно попасть только наклонившись. «Я хочу заставить людей встать на колени, чтобы войти в него. После вы почувствуете себя запертым. В подобной ситуации часто кажется, что решения нет, но если вы поднимете голову, то увидите отверстия и небо в них. Башня — это то, что соединяет вас с небом. При этом в башне может находиться несколько человек: это не пространство уединения, а совместное исследование. У нас должно хватить смелости выйти из неопределенной ситуации».
Стефано Боэри, нынешний президент Триеннале, утверждает: «Объем того, чего мы не знаем, огромно. Мы постигли только пять процентов Вселенной, и об этом нам говорят все ученые — от океанографов до неврологов и астрофизиков. И мы решили построить выставку именно на представлении неизученного».
Кураторами стали Эрсилия Ваудо, астрофизик и главный специалист по вопросам разнообразия в Европейском космическом агентстве, и архитектор Франсис Кере, который координировал участие шести африканских стран в разделе «Международное участие». К примеру, проект Буркина-Фасо предлагает зрителям наблюдение за тем, как женщина и ее дочь расписывают глинобитную стену естественными пигментами. Эти вековые символы и узоры несут определенное значение — удача, защита, надежность, память предков.
Центральная экспозиция «Неизвестные неизвестные» являет собой многомерное исследование искусства, дизайна и архитектуры, которое предлагает не только инструменты для понимания нового, но и современные методы картографирования и каталогизации различных дисциплин. Неизведанное влияние культуры на природу исследует другой раздел выставки, Mondo Reale Фонда Картье. Произведения Рона Мюека наполнены тревогой: как изображение обнаженного человека со скрещенными руками, застрявшего в лодке. Искусство показывает с помощью новых художественных смыслов ежедневное отчаяние, связанное с непредсказуемостью изменений климата. • Triennale Milano, до 15 декабря 2022 г.