Молодые предметные дизайнеры vs производство в России: взгляд изнутри
20 декабря 2022 г.
В команде российского бренда Dantone Home мы обнаружили трех дизайнеров до 30 лет, которые поделились своим опытом создания коллекций в рамках определенной стилистики и возможностей производства.Молодые российские дизайнеры, присоединившиеся к команде Dantone Home за последние пару лет, — уже авторы двух-трех коллекций корпусной и мягкой мебели.
Надежда Левина — ведущий дизайнер и автор моделей корпусной мебели Dantone Home, выпускница Московского государственного университета дизайна и технологий по направлению «Промышленный дизайн». Сотрудничала с Innostorm Studio, Artcor, Archpole и Dubi Home.
Мария Пустовалова — дизайнер, автор предметов мебели и аксессуаров для дома Dantone Home, участница проектов в области реставраций и инноваций. Окончила магистратуру МГХПА им. С.Г. Строганова по направлению «Транспортный дизайн» и начала свой карьерный путь как промышленный дизайнер. Лауреат премии на международной выставке современных технологий GITEX Global 2021 в Дубае.
Елизавета Зар — дизайнер, автор моделей корпусной мебели Dantone Home, выпускница МГХПА им. С.Г. Строганова по специальности «Дизайн мебели». Проходила стажировки в архбюро «Сретенка» и студии Cheburdesign, принимала участие в международной выставке для молодых дизайнеров SaloneSatellite, сотрудничала с брендом Ormatek.
С чего начать?
«Прежде чем начать работу над коллекцией, нужно выявить конкретную потребность: что и кому необходимо, зачем? В чем специфика запроса клиента? Как он себе представляет оптимальный результат? Чем больше вопросов и нюансов обговорено на этапе концепции и мудбордов, тем легче впоследствии дизайнеру приступать к проектированию. В моем представлении хороший дизайн — это дизайн, который отвечает поставленной задаче. Можно придумать очень эффектный, красивый предмет, который не будет продаваться из-за непопадания в запрос целевой аудитории. Поэтому всегда нужно держать в голове образ конечного потребителя».
Елизавета Зар
Интеграция в ассортимент
Второй вопрос, о котором часто забывают дизайнеры, это «впишется ли предмет в линейку бренда». Для Dantone Home такой вопрос входит в число приоритетных, т.к. комплексный подход к оформлению интерьера лежит в основе ДНК бренда.
«Как правило, мы не разрабатываем отдельный предмет. Это всегда вопрос коллекции, модели которой взаимодействуют друг с другом. У многих одинаковая высота, у каких-то одинаковые ящики, фасады — и я уже не говорю об общей дизайн-концепции, материалах и фурнитуре. В этом и заключается основная фишка, т.к. разные по функционалу предметы создают гармоничную атмосферу в пространстве одного интерьера».
Надежда Левина
Что выбрать между собственным стилем и стилем компании
«Дизайнер создает мебель не только, чтобы удивить. Прежде всего, авторская работа должна приносить пользу — это высокие продажи, это выбор клиентов в пользу твоей коллекции. Конечно, здесь есть место самовыражению для дизайнера, потому что у каждого автора свое видение идеальной мебели, идеальных пропорций, стилистики и того, как этот предмет лучше выглядит в интерьере. Коллекции разных дизайнеров в нашем ассортименте очень отличаются. Вы увидите и почерк Джеймса Паттерсона во всех его восьми коллекциях, и мой почерк в коллекциях Bridge и Metropolitan. Готовая коллекция должна быть несложной в производстве, но при этом со своей отличительной чертой. Она должна быть востребована у покупателей долгие годы с учетом того, какие вложения осуществляются именно в дизайн-разработку. В идеале хороший дизайн вообще вечный, то есть сама коллекция не определяется временем».
Надежда Левина
«Я считаю, что для сотрудничества нужно выбирать компанию, чей стиль близок дизайнеру изначально. В такой связке легче раскрыть потенциал и не разочароваться в своей работе. Для меня работа дизайнером мебели — это не столько про самовыражение, про себя, сколько про других людей и их потребности. Но и искать свой узнаваемый творческий почерк тоже необходимо. Все больше технической работы уходит в сферу цифровых технологий, хотелось бы сохранить «человечность» дизайна».
Елизавета Зар
Социальные тренды, привычки, особенности жилья
Дизайн — это не только про насмотренность. Для того, чтобы создавать новое, а не копировать существующее, дизайнерам полезно развивать аналитические навыки и следить за изменениями в ежедневных сценариях жизни людей.
«Перед созданием предмета проходит большая аналитическая работа. Мы анализируем современные тренды в мире, а также смотрим, что востребовано именно в России. Поэтому, например, во всех моих коллекциях появились предметы, предназначенные для малогабаритных квартир, а коллекция «Ле Визаж» вообще была задумана и реализована так, чтобы при перестановке ее могла подвинуть и миниатюрная девушка. После ухода Ikea в ответ на возросший спрос мы расширили предложение по гардеробным и библиотекам.
Надежда Левина
Надо сказать, что к нам все-таки приходят за чем-то более премиальным и утонченным, чем в Ikea, поэтому даже наши коллекции в духе скандинавского дизайна — это скорее сканди-шик или, например, джапанди. К простым формам мы добавляем что-то особенное: сдержанные элегантные элементы декора, оригинальную фурнитуру. Для многих коллекций мы разрабатываем ручки собственного дизайна, либо заказываем их у британцев Buster&Punch. Наш общий принцип — »выглядит дороже, чем стоит на самом деле”».
«Мы ориентируемся на мировые тенденции, но в то же время создаем что-то свое, аутентичное. Задача дизайнера — сделать не только красивую мебель, но и функциональную, соответствующую привычкам и образу жизни современного человека. Мне близки естественные природные тона, приближенные практически к ахроматическим. При выборе ткани для коллекции я скорее полагаюсь на баланс теплых и холодных оттенков. Они более пригодны для комфортного дома. Например, в новой коллекции «Лагом» за счет деревянной базы основание теплое, а обивка выполнена в более холодном оттенке, это создает гармонию».
Мария Пустовалова
«Насмотренность очень важна, это сильно помогает. В своей работе я ориентируюсь на тренды, но достаточно аккуратно. В моем понимании тренд — это не только про физическое, материальное: цвет, материал, фактуру. Это и про эмоциональное, социальное. Одно вытекает из другого. Например, некоторое время назад одним из доминирующих был тренд на экологичность, бережное отношение к природе. Отсюда мода на эко-френдли технологии и переработанные материалы. Работая над коллекцией Home Office, я также отталкивалась от тренда последних лет — работу из дома, которая во время и после пандемии стала очень распространенной. Могу сказать, что в своей работе я предпочитаю тренды социальные».
Елизавета Зар
Хочу vs могу: командная работа
Дизайнер принимает участие во всех этапах реализации проекта — от эскиза до продажи, полностью отслеживая всю работу над предметом. Создавая коллекцию, рассматривает сразу несколько производств, которые могут ее изготовить, проводит анализ и выбирает лучшие по цене, качеству, срокам, а затем размещает заказ на прототип. Конструкторский отдел на производстве обрабатывает чертежи под свое оборудование и согласовывает результат с автором. Главная задача — чтобы изначальный замысел дизайнера был реализован с минимальными изменениями. Опытные дизайнеры даже знают, какие фрезы используются на производстве и какие радиусы можно сделать, а какие — нет. Разные отделы компании работают в тесном контакте друг с другом: штатные технологи консультируют дизайнеров на этапе проработки концепции, дизайнеры посещают фабрики, чтобы сразу оценить, насколько получившийся предмет удобен в использовании.
«У нас большая команда, которая консультирует дизайнеров на этапе проектирования. Стараемся от дизайн-отдела предоставлять готовые концепции, которые могут быть изготовлены без больших вмешательств со стороны производства. Поэтому у нас проходит большой цикл по сбору информации от отдела маркетинга, трендов, от нашего технического специалиста по работе с мебельными производствами. И только потом, полностью проработав конструктив предмета и то, как он будет производиться, уже все вместе на дизайн-митинге решаем, запускать эту коллекцию или нет. Решение принимают несколько человек, и, как правило, все решения успешны, потому что мы рассматриваем коллекцию с разных сторон. Такой подход помогает минимизировать процент ошибки и снизить риски».
Надежда Левина
«Создание прототипа мягкой мебели проходит следующие этапы. Первым делом мы финально утверждаем дизайн-концепт. На этом этапе уже есть представление, в каком финише и в какой ткани мы хотим увидеть новый предмет мебели. Далее отправляем на производство и идет работа с конструктором. Какие-то элементы приходится менять в реальном времени, чтобы прототип был жизнеспособным, усиливать конструкцию, менять некоторые пропорции. Сначала опытный образец изготавливается в технической ткани. Далее тщательная инспекция, и если мы принимаем работу и не нужно вносить коррективы, мы утверждаем прототип и обиваем его уже финишной тканью. В основном это всегда диалог: дизайнер — начальник производства — конструктор. Вместе ищем оптимальные решения чтобы первоначальная концепция дизайна сохранилась, но и конструктив и качество были на высоте».
Мария Пустовалова
Локальное производство
Мебель Dantone Home производится в основном в России, на фабриках, которые отвечают за полный цикл производства мягкой и корпусной мебели. Цеха расположены в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Иванове, Саратове, Рыбинске.
«Разнообразие наших тканей и фактур охватывает все необходимые текстильные пласты, коллекции тканей постоянно пополняются, так что воображение дизайнера никак не ограничивается, всегда есть из чего выбрать. Например, модульный диван «Бэйкер» выполнен в трендовой ткани жемчужного букле. В целом, клиент может подобрать практически любую ткань из ассортимента для обивки, кастомизировать дизайн под себя, но дизайнер дает рекомендации, какая ткань лучше будет смотреться на конкретной модели. Палитру финиша для деревянных элементов тоже подбирает дизайнер с учетом возможностей производства».
Мария Пустовалова
«Мы не подстраиваемся под производство и, наоборот, ищем тех, кто будет готов производить нашу мебель именно в том исполнении, в котором нам нужно. Если послушать производственников, все хотят изготавливать коробки из ЛДСП с примитивной и некрасивой фурнитурой. Но мы боремся за дизайн и за внешний вид, вкладываем очень много средств бюджета именно в дизайнеров и дизайн-разработку. Поэтому при отправке чертежей мы прикрепляем ссылки на конкретную фурнитуру, отправляем образцы отделки и строго фиксируем любые правки во внешний вид предмета. Если же российские производители не могут произвести коллекцию в нужном нам формате с выбранными материалами по заложенной себестоимости, мы рассматриваем производство за рубежом».
Надежда Левина
Стажировки для студентов
Окончив вуз по специальности, многие начинающие промышленные дизайнеры чувствуют некоторую неуверенность из-за недостатка практики. Главное преимущество стажировки на базе большой компании — в запуске продукта поможет профессиональная команда с большим опытом, а хороший наставник подскажет, как избежать распространенных ошибок.
Одна из важных миссий Dantone Home — дать возможность молодым талантам заявить о себе. Так, летом 2022 года прошла первая стажировка для молодых дизайнеров. Получив резюме от студентов из разных уголков страны, компания пригласила трех талантливых молодых специалистов: Маргариту Фарафонову (СамгГТУ), Екатерину Абрамкину (МГХПА им. Строганова) и Маргариту Губайдулину (БВШД). В течение трех недель они работали над собственными мини-коллекциями под руководством Надежды Левиной, ведущего дизайнера Dantone Home. Дизайнеры познакомились с ассортиментом бренда, определились с концепцией собственной коллекции, создали эскизы и 3D-модели, а также посетили фабрику, где своими глазами увидели все этапы производства мебели. По окончании стажировки Екатерина Абрамкина продолжила работу уже в штате компании и сейчас участвует в разработке новых коллекций Dantone Home.
Кроме того, в шоурумах Dantone Home уже к Новому году появится новая коллекция FLY, разработанная Маргаритой Фарафоновой, стажировавшейся в компании летом. Эту серию детской мебели, получившую свое название из-за округлых элементов, напоминающих крылья бабочки, автор доработала вместе со всей командой Dantone Home. Асимметрия, подвесные конструкции, скрытые ящики и интегрированные ручки — небанальные детали позволят создать эффектный интерьер детской. Благодаря плавным линиям и сложной припыленной палитре предметы подойдут и «на вырост», а также отлично впишутся в другие комнаты — от спальни до гостиной.
Dantone Home продолжает искать таланты и ждет портфолио, концепции и предложения дизайнеров на адрес talents@dantonehome.ru