
Сельское хозяйство и пищевая промышленность, как может показаться, имеет мало общего с архитектурой. Однако именно пересечение этих трех областей интересует ганско-филиппинского ученого и архитектора Мэй-Линг Локко. Она работает с переработкой сельскохозяйственных отходов и биополимерных материалов, а также ищет способы превратить агроотходы в строительные материалы.
По теме: Carbon Zero: 10 примеров материалов, которые накапливают атмосферный углерод
Среди наиболее интересных — исследование кокосовой промышленности в Гане. Локко показывает, как побочный продукт этой производственной цепочки — кокосовая шелуха — вместе с некоторыми грибками и мицелием служит субстратом для производства панелей низкой плотности, которые могут стать альтернативой теплоизоляции и звукоизоляции в строительной индустрии. «Совсем недавно в Гане мы наблюдали кокосовый бум. Кокос, рекламируемый как полезный напиток и основа для косметических продуктов, сейчас набирает обороты, и в каждом районе можно увидеть груды шелухи. Я начал думать о том, как расширить возможности продавцов и получить доход с помощью переработки огромного количества отходов.

Сначала я сосредоточилась на мелких фермерах: отходы этой отрасли не централизованы, она есть повсюду в стране, что делает ее интересной для небольшого производства биоматериалов. Однако с крупными производствами собирать шелуху и контролировать ее качество еще проще, так как она не испорчена, не выброшена на дорогу и не попала под дождь. Вы лучше контролируете процесс, когда работаете с большими кооперативами кокосовых фермеров, а также организуете более рациональный сбор отходов».


С энергетической точки зрения мы знаем, что древесноволокнистые плиты или древесностружечные плиты, изготовленные из биоклеев и агроотходов — кокосовой шелухи, мицелия и т. д. — на самом деле плавятся и в основном распадаются при более низких температурах и давлениях, чем те, что сделаны из прессованной фанеры. Но что интересно в кокосовой скорлупе: когда вы ее ломаете, то получаете волокна и пыли от сердцевины, которое широко используется в гидропонике в качестве заменителя почвы. При половинной температуре и немного более низком давлении по сравнению с фанерой они плавятся в очень прочный клей. Из этого биоклея можно производить древесноволокнистые плиты высокой плотности, максимально приближенные к дубу».


Благодаря своим исследованиям в Школе архитектуры Йельского университета и собственной компании Willow Technologies, базирующейся в Аккре, Локко наладила производство доступных строительных материалов на биологической основе. Междисциплинарные и новаторские работы Локко получили всемирную известность. В 2019 году она вошла в число финалистов премии Hublot Design Prize. Ее исследование номинировано на премию Visible Award в 2019 году и премию Королевской академии Дорфмана в 2020 году. Ее проект Grounds for Return вошел в шорт-лист премии Dezeen в категории «Дизайн инсталляций» — и стал первой европейской персональной выставкой в Доме современного искусства, дизайна и архитектуры Z33 в Хасселте, Бельгия.

В этом проекте Локко изучает понятие мест добычи сырья с акцентом на историческую практику вывоза рабов и продуктов питания из Западной Африки. «В то время, когда мир подвергает сомнению и изучает исторические и современные модели добычи и уничтожения, я считаю, что тема «генеративной справедливости» этой выставки направлена непосредственно на знаковые места добычи и предлагает пути возвращения ценности и надежды», — объясняет архитектор.

Grounds for Return показывают возможность цикличной архитектуры: сельскохозяйственные культуры и жилища могут рождаться из земли, чтобы поддерживать общество, и позже возвращать питательные вещества в почву. Изображения и материалы выставки демонстрируют физические и психологические процессы, которые вносят вклад в новую циклическую систему ценностей, которая, как уверена ученый, должны стать важными для архитектуры будущего.
