Аукционный дом Christie’s установил очередной рекорд: выручка от продажи коллекции Энн и Гордона Гетти, основателей музея Getty, превысила 150 миллионов долларов. С молотка ушла обстановка дома этих знаменитых меценатов, картины старых мастеров, а также великолепные образцы китайского и японского декоративно-прикладного искусства.
По теме: Дерк Болл, Christie’s о цифровых форматах арт-рынка
Чета Гетти основала один из самых живописных американских музеев, расположенный на склоне горы с видом на Лос-Анджелес. Их потомки также унаследовали страсть к меценатству — сейчас они поддерживают различные культурные организации и учреждения. Члены семьи Гетти были страстными коллекционерами. В этом собрании множество произведений известных художников, предметов декоративно-прикладного искусства и мебели. В октябре объекты из коллекции Энн и Гордона Гетти были распроданы Christie’s в ходе серии из десяти живых аукционов и онлайн-торгов. Выручку направили в фонд Getty, который поддерживает организации, связанные c искусством и наукой.
Энн Гетти (в девичестве Гилберт) родилась в Калифорнии. Она была книгоиздателем, писателем, дизайнером интерьеров, основателем школы Монтессори, филантропом и фанатичным коллекционером глобусов. Она выкапывала окаменелости в Великой рифтовой долине Эфиопии, разыскивала старые ткани из Средней Азии, часто посещала аукционные дома в Лондоне и изучала производство фарфора в отдаленной части Китая. Ее энергия, любовь к искусству и желание окружать себя великолепными вещами привели к созданию невероятной коллекции.
Самыми захватывающими на аукционе стали торги «Volume I: Важные изображения и декоративно-прикладное искусство». Мероприятие собрало два миллиона зрителей онлайн. Были проданы все 60 лотов и собрано 79,4 миллиона долларов. Самой дорогой оказалась картина Мэри Кассат «Молодая леди в ложе, смотрящая вправо»: она ушла за 7,4 миллиона долларов, превысив эстимейт на несколько миллионов долларов. Еще один хит — шкаф из красного дерева для хранения фарфора, принадлежащий в свое время Георгу III и изготовленный первоначально для королевы Шарлотты: он принес 2,7 миллиона долларов, что значительно превысило его оценку в 600 000–1 млн. долларов. Пара китайских курильниц в форме журавля, созданных в технике перегородчатой и выемчатой эмали, была продана за 1,62 миллиона долларов всего за шесть минут.
У Энн Гетти был весьма эклектичный вкус. «Я люблю вещи на вещах», — говорила она, и это объясняет ее страсть к многослойным интерьерам. Среди экспонатов аукциона — мейсенский фарфоровый сервиз около 1740 года, украшенный узором Gelber Löwe, набор серебряных столовых приборов начала XX века от Tiffany & Co., трехместный бархатный диван Bevilacqua, ранее принадлежавший Рудольфу Нурееву. Энн Гетти была страстным коллекционером текстиля, и особе внимание привлекли три среднеазиатских чапана XIX века.
Арт-коллекция включала эскиз к картине Жана-Оноре Фрагонара «Болт» (законченная картина находится в Лувре), а также работы Моне, Будена, Дега, Ватто, Фантен-Латура, Делакруа, Гогена, Сезанна и Больдини. «У них было все, и они хотели сделать что-то значимое при жизни», — говорит Бонни Бреннан, президент Christie’s Americas.