Дизайнер Айрис ван Херпен — фронтвуман передового направления Design & Science. Кажется, что ee наряды синтезированы в научно-исследовательских лаборториях или сброшены инопланетянами.
Соль фирменного метода проектирования в том, что она соединяет компьютерное моделирование одежды с ручной работой. Ван Херпен была одной из первых, кому пришло в голову (и у кого получилось) применить метод быстрого прототипирования (3D-печать) в моде.
Дизайнер чувствительна к материалам: использует либо суперпередовые, либо подчеркнуто архаичные. Шьет платья из латекса, плексигласа, углеволокна и полиэтилентерефталата. Обувь — из яшмы и агата, спаянных стеклопластиком... Часто ее коллекции — результат сотрудничества с художниками и архитекторами, но иногда помочь Айрис ван Херпен соглашаются поп-звезды, актеры и ученые.
Так в ее соавторах оказались архитектор Рем Колхас, профессор MIT Нери Оксман, канадский архитектор Филип Бизли, певица и актриса Бьорк, Бейонсе, Тильда Суинтон. Начиная с первой коллекции Future Fragility, которая была представлена на Амстердамской неделе моды в июле 2007 года, и до прошлогодней Hacking Infinity, каждый наряд, придуманный Айрис ван Херпен, просится на выставку в музей. За каждым проектом стоит нетривиальная научная проблема. Например, Biopiracy посвящен этически непростой теме биопиратства. Айрис ван Херпен спрашивает себя и нас, являются ли люди единственными обладателями собственных тел.
Ей за тридцать, за плечами учеба в Институте искусств Art EZ в Арнеме, стажировка в команде Александра Маккуина, работа в Амстердаме у Клауди Йонгстры. Коллекции под собственным брендом выпускает с 2007 года (по две в год), регулярно участвует в групповых музейных выставках.
Дизайнер пристально изучает, как функционирует человеческое тело и как мы используем нашу внутреннюю энергию. Большой фурор произвела коллекция Voltage. «Я поняла, что у нас масса энергии, доступ к которой нам не очевиден, — говорит ван Херпен. — Поэтому пришлось изучить все, что касается электричества: как мы применяем его в нашей повседневной жизни и можно ли использовать его в произведениях искусства. Между человеческим телом и одеждой всегда существуют интересные отношения».