Интеллектуальность, элегантность, соблазн… За более чем пятидесятилетнюю карьеру французский дизайнер и архитектор Марк Бертье (Marc Berthier, 4 августа 1935 — 3 ноября 2022), последовательно вкладывал свои принципы в самые разные и полезные вещи — от детской мебели до электрических чайников.
По теме: Тренды дизайна 2021: 6 интерьерных тенденций по версии немецких экспертов
«Мне нравится то, что структурировано; то, что работает, — говорил он. — Однако не функция определяет форму, а гармония. Я ищу пропорциональность, элегантность и привлекательность. Каждый имеет на это право. Нужно поставить высокие стандарты и интеллект на службу максимальному количеству людей.»
Марк Бертье вырос в парижском пригороде, в семье с десятью братьями и сестрами. «Я из семьи левых католиков, но ничего, мы выжили!» Учился в Национальной школе декоративного искусства ENSAD, которую окончил в 1959 году. Но его больше интересовала архитектура, чем объекты. Стажировка у Джо Понти открыла ему все богатство итальянской дизайнерской культуры. По другую сторону Альп создатели и производители осмелились вместе, объединившись, рискнуть вводить новшества, в отличие от Франции, где «дискуссии с боссами всегда были ужасны».
В 1967 году Galeries Lafayette наняла Марка Бертье, чтобы отряхнуть консервативный вкус. «Тогда в Galerie Lafayette женщинам-сотрудникам не разрешалось носить брюки. И я был единственным мужчиной без галстука». Бертье организовал выставку «Domus, итальянские формы». «Широкая публика открыла для себя другой образ жизни, другую эстетику, образ мысли. Это коснулось всего: посуды, освещения... И мало-помалу я создал в Galeries Lafayette дизайн-бюро, благодаря моей жене Мари-Лор, руководившей здесь же агентством стиля. Роль ее отдела была очень важна, так как именно она выбирала для магазина коллекции готового платья. Я попытался сделать ту же работу для домашней коллекции, что было хорошо воспринято публикой. За короткое время современная мебель в запросах клиентов выросла с 5% до 50%.»
Под влиянием жены Марк Бертье ввел цвет. «Мы предлагали его производителям мебели, но это были методы, которых они не знали, подходы, которые казались им неправильными». Бертье создал письменный стол с четкими линиями Ozoo из стекловолокна и формованного полиэстера. Сначала его продавали Galeries Lafayette, а затем в мебельных магазинах Roche Bobois. Марк Бертье также представил полюбившуюся нескольким поколениям французов модульную систему хранения под названием Ruches («Улей»), распространяемую Prisonic с 1968 года. Было изготовлено более миллиона модулей.
В 1975 году Марк Бертье выиграл конкурс на проектирование детской мебели для нового Центра Помпиду. Десять лет спустя дизайнер стал преподавателем в ENSCI (Национальная школа промышленного творчества), работая здесь с 1985 по 2000, он воспитал целое поколение дизайнеров, таких как Жан-Мари Массо, Патрик Жуэн, Матали Крассе или Инга Семпе. Американский журнал Time назвал его человеком 2000-го года, поместив на обложку его силиконовое радио Tykho, выпущенное Lexon в 1997 году, которое можно слушать, принимая ванну. «Я спросил себя: зачем нужно радио на заре нового тысячелетия? Потом я увидел ему интересное применение: радио мне нужно утром, чтобы слушать французские новости в ванной! Поэтому я взял архетип радиоприемника и обернул его эластичной резиной, чтобы защитить его от воды».
В то же время Бертье вместе со своей дочерью Элис и двумя студентами ENSCI, Пьером Гарнером и Фредериком Линцем, открыл агентство EliumStudio. Эта команда создала множество предметов повседневного обихода, в том числе первый электрический керамический чайник. В 2010 году Бертье посотрудничал с люксом — его мужские часы с квадратным прозрачным сзади циферблатом Hermès Carré H, напоминали, что роскошь означает любоваться, как ребенок, движениями шестеренок.
Бертье работал для таких компаний, как Knoll, Magis, Thonet, Rowenta, Toto, Roche Bobois, Ligne Roset. Многие его шедевры вошли в постоянные коллекции ведущих музеев мира, включая Центр Помпиду и Музей современного искусства в Нью-Йорке. Марк Бертье получил два «Золотых компаса» и был кавалером Ордена искусств и литературы. «Он был точным и честным человеком, которого ценили за его знания и боялись за вспышки гнева, — вспоминает Инга Семпе. — Не будучи минималистом, его кредо была легкость в смысле экономии средств и интеллекта.»