Центр «Зотов», где проходит арт-блокбастер «1922. Конструктивизм. Начало», открылся лозунгом Владимира Татлина «Ни к новому, ни к старому, а к нужному» — подчеркивая нужность этого места для зрителя и культуры. Первая выставка «1922. Конструктивизм. Начало» — это триста экспонатов из 17 российских музеев и институций, а также пяти частных коллекций.
По теме: Выставка Константина Мельникова в Музее архитектуры
Сценография круглых заставочных залов, обусловленных архитектурой здания, виртуозно решена Сергеем Чобаном, Алиной Гарновской и Александрой Шейнер. Дизайн экспозиции не просто подчеркивает эстетику выставочных пространств Хлебозавода, он основан на экологичном и экономичном подходе: сетчатые металлические конструкции можно использовать в различных комбинациях многократно.
Графика, скульптуры, объекты Василия Кандинского, Александры Экстер, Любови Поповой, Александра Веснина, Натальи Гончаровой, Велимира Хлебникова, Казимира Малевича, Эля Лисицкого, Владимира Татлина, Александра Родченко, Варвары Степановой и других ключевых для искусства 20 века фигур, разместились на двух уровнях: «Теоретическом» и «Практическом». «Теоретический» рассказывает об авангардных открытиях 1910-х. «Практический» повествует о первых шагах конструктивизма столетие назад, его глобальное влияние на образ жизни и творчества.
В первой «Теоретическая» части выставки подробно исследуется поиск универсального художественного языка и синтеза искусств, стирание границ между различными арт-практиками и жанрами. Слово и живопись, форма и движение уходят от классических канонов. Блок состоит из шести разделов, составляющих первоэлементы художественного языка: «Начало», «Анализ», «Ноль», «Лаборатория», «Импульс» и «Плоскость».
Вторая часть выставки — «Практическая» — рассказывает о применении универсального метода конструирования художественного образа, от зданий и объектов до фильмов, стихов и актерских движений. Тема раскрывается через конструктивистскую журнальную и книжную практику, конструирование движения и одежды, сценографию и новые архитектурные формы. Всего девять разделов: «Конструкция», «Город», «Сцена», «Тело», «Труд», «Монтаж», «Шум», «Правда» и «Архитектура». В этом разделе части показаны работы конструктивистов по трансформации внешней и внутренней среды. На каждом уровне можно познакомиться с музыкальными артефактами эпохи.
Экспонаты были предоставлены Государственной Третьяковской галереей, Музеем архитектуры им. А. В. Щусева, Русским музеем, Российской государственной библиотекой, Госфильмофондом России и другими крупными институциями. Также на выставке будут представлены произведения из пяти частных собраний: архива Александра Родченко и Варвары Степановой, коллекции Иветы и Тамаза Манашеровых, собрания Романа Бабичева, коллекции семьи Митурич и семейного архива Ильи Уткина.