В Царицыно откроется выставка об истории промышленного стеклоделия в России. В экспозиции — более 200 предметов, многие из которых впервые покинут фондохранилище.
По теме: Тренды дизайна 2021: 6 интерьерных тенденций по версии немецких экспертов
«На выставке мы представим предметы XX века, созданные в техниках гранения и гравировки — пожалуй, главных способах работы со стеклом и хрусталем, которые используют художники, — говорит директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина. — Одним из участников выставки стал Гусевской хрустальный завод им. Акима Мальцова, продолжающий работать в наше время».
Чем гранение отличается от гравировки, — рассказывает сокуратор выставки, кандидат искусствоведения Александра Герасимова (Степина): «Гранение работает со светом, гравировка — с тенью. Гравер затеняет прозрачность, для него стекольная масса — фон, на который он помещает свое произведение. Гранение выявляет блеск и игру света внутри стеклянной массы. И еще гранение — это всегда сотворчество технолога и художника, потому что без точно подобранного химического состава шихты, красителей невозможно создать ни «алмазную грань», ни «русский камень» — орнаменты, ставшие отличительной особенностью русских, а позднее советских художников по стеклу».
В первой части выставки, что посвящена гравировке — работы художников так называемых «московской» и «ленинградской» школ. В отдельном зале представлены произведения художников, работающих сегодня — например, «Ангел» Елены Лаврищевой и Владимира Маковецкого, состоящий из пяти блоков оптического стекла, установленных на медленно вращающемся диске из черного стекла.
В другой половине выставки, рассказывающей о гранении, залы посвящены главным производственным центрам, которые со временем стали и центрами искусства. В этом же разделе — произведения современных авторов, работающих с Гусевским хрустальным заводом прямо сейчас.
Архитектор выставки Майя Фролова придумала радиусные витрины со скругленными углами и многоточечную подсветку для каждого предмета. «Всё решила первая встреча с кураторами, которая происходила в фондохранилище, — рассказывает Майя. — В таких местах всегда мало света, и чтобы рассмотреть предметы, мне приходилось подсвечивать каждый фонариком. И сразу стало понятно, что главная роль на выставке будет у света». Самое сильное впечатление на нее произвела ваза «Тюльпан», созданная в 1969 году белорусской художницей Галиной Исаевич: при фоновом свете она казалось синей, но, когда на нее упал направленный луч света, ваза неожиданно стала излучать красный и зеленый оттенки. Художники по свету: Владислав Обласов, Мария Горохводацкая, Станислава Котляр (Poisson Spot).
В коллекции музея — более четырех тысяч предметов из стекла, созданных на Ленинградском, Дятьковском, Гусевском и Борисовском и других заводах. В 2022 году музей-заповедник выпустил первую часть сочинения «Художественное стекло ХХ — начала XXI века», ставшего продолжением многотомного генерального каталога. В книге опубликованы 454 работы 82 авторов советской школы стекла. Вторая часть выйдет в 2023 году.
• «На грани. Искусство гранения и гравировки стекла». Хлебный дом, Царицыно, 18 марта 2023 — 25 августа 2024