Дизайнер Ричард Хаттен и миланский куратор Мария Кристина Дидеро во время Миланской недели дизайна организовали выставку «Droog 30. Дизайн или не дизайн?» (Droog30 — Design or Non-design). Она посвящена влиянию голландского направления Droog Design, возникшего на рубеже XX-XXI веков.
По теме: Milan Design Week 2023: 10 событий, которые нельзя пропустить
Идея подготовить подобную экспозицию была давно — ее организация стала возможна благодаря миланской Триеннале и Роттердамскому Nieuwe Instituut (куда она переехала после недели дизайна). Ее задумывали не как ретроспективу, а как дань уважения Droog, чтобы представить некоторые из ключевых разработок коллектива и исследовать связи между движением и современным миром.
При изучении текстов и цитат различных персонажей из дизайн-мира, размещенных на стенах выставочного пространства, складывается понимание, как дух времени обретает форму без заранее продуманного плана. Все родилось из идеи основателей — Ренни Рамакерс и Гийса Баккера. Сначала движение хотели назвать по-английски Dry (то есть «сухой»). Однако благодаря итальянскому другу Гийса, название оставили по-голландски — просто Droog. Интервью, в том числе с дизайнерами, воспроизводятся так, как они выглядят на телефоне или компьютере — это структура, через которую мы часто смотрим на мир в наши дни.
Ричард Хаттен рассказывает INTERIOR+DESIGN: «Конечно, Droog развивалось с течением времени, но дух и первоначальная идея по-прежнему те же. Когда оно только появилось, оно выглядело противостоянием люксу и минимализму, царившим в то время в мире дизайна. Концептуальность, юмор, устойчивость, различные аспекты, связанные с взаимодействием с обществом — эти основы движения сейчас актуальны как никогда. Droog полностью изменил пейзаж не только Нидерландов, но и мира — и это можно почувствовать во время Dutch Design Week в Эйндховене.
Сложно дать короткое определение движению, но безусловно есть ключевые понятия, характерные для него: это крайняя степень концептуальности и высокая осведомленности о всех процессах, которые происходят в обществе, и темах, которые его волнуют. С одной стороны Droog оказался последним крупным движением в дизайне, но с другой — мы видим множество разнообразных течений в обществе — как Me too, или тех, что связаны с окружающей средой. Возможно, именно Droog подтолкнул к этому развитию высокой рефлексии на события окружающего мира.
Также стоит отметить тесную связь Droog с коллекционным дизайном. Когда появился один из знаковых объектов — комод Тео Реми — один из самых известных комментариев был «Но ведь это же невозможно произвести индустриальным способом!». Конечно, нет. Но это было возможно производить ограниченным тиражом — так же, как и объекты других авторов. Мы были одними из пионеров, кто сделал понятие «лимитированных серий» популярным на рынке коллекционного дизайна, который тогда только зарождался». Я сам коллекционирую объекты — и на выставке несколько из моей личной коллекции».
Droog породил движение, которое много значило не только в смысле международного внимания к голландскому дизайну — оно дало более широкую интерпретацию всей области. Этот дизайн рассказывает историю, демонстрирует юмор и плохо воспроизводится. Но этот пример научил нас тому, что дизайн не обязательно должен быть функциональным и эстетичным. Возможно, социальные дизайнеры, разработчики материалов, и дизайнеры, занимающиеся «дизайном замкнутого цикла», обязаны Droog гораздо больше, чем это может показаться.