Euroluce — долгожданная выставка освещения, которая проходит раз в два года в рамках Salone del Mobile в Милане. Как обычно в апреле, в 2023 году представили самые яркие идеи светодизайна и технологий со всего мира. Тренды этого года — движение, невесомость, кастомизация, трансформация и модульность.
По теме: SaloneSatellite 2023: переработка, устойчивость, образование
Очевидно декоративных светильников было немного, и все они выявляли красоту материала — стекла, фарфора или пластика. Стремление дематериализовать свет и придать ему новые свойства ощущалось почти на каждом стенде. Источников яркого направленного света было мало, зато новых систем, где в качестве проводника выступают нити, бумага и ткань — множество.
Black Flag от Константина Грчича
Итальянский бренд Flos всегда производит большое впечатление на Euroluce. Одна из ключевых новинок 2023 года немецкого дизайнера Константина Грчича — это настенный светильник, который можно развернуть от стены и проецировать свет на расстояние до 3,5 метров.
Cloud от Максима Велчковски
Арт-директор Lasvit Максим Велчовски фантазировал на тему «Все приходит свыше». В основу экспозиции он поместил арт-инсталляцию Cloud, которая объединила нисходящее с неба вдохновение с технологическим феноменом «облака». Дизайнер объединил листы стекла с извилистыми светодиодными трубками — получилось смешение природы и научной фантастики. «Облако исследует связь индивидуумов и структуры, различных точек зрения, объединенных в нечто большее, превосходящее нас», — говорит Велчовски.
Choice от Тома Диксона
Британский дизайнер Том Диксон назвал свою коллекцию 2023 года Choice («Выбор»). Он показал, как с помощью нескольких новых элементов можно добиться вариативности существующей линейки. Все последние изобретения Диксона предназначены для сочетания с уже существующими продуктами, чтобы обеспечить большую гибкость и многофункциональность. Самые эффектное дополнение — это Cone, конические основания для светильников разных типов. Их можно комбинировать и сочетать с 28 существующими лампами, создавая вариации известных объектов. Некоторые популярные модели уменьшились до портативных размеров.
Bilboquet от Филиппа Малуэна
Настольная лампа Bilboquet от Филиппа Малуэна — это первый опыт сотрудничества лондонского дизайнера с Flos. Лампа задумана как многофункциональный инструмент освещения для современного дома. Ее форма является результатом размышлений дизайнера и технических достижений компании. Работа Малуэна часто связана с экспериментами, где объединены материал и механические части. В процессе абстрактный объект превращается в хорошо продуманный промышленный образец.
Светильник получил свое название от bilboquet, французской игры XVI-го века: по правилам нужно вытолкнуть мяч, привязанный к палке, а затем поймать его вогнутой пластиной на другом конце этой палки. Концепция тоже возникла во время игры — Малуэн играл с магнитными элементами, что натолкнуло его на мысль о динамической конструкции. Лампа — это два цветных цилиндра, соединенных гладкой магнитной сферой, и разъемом, который позволяет ориентировать свет по мере необходимости. Базовый цилиндр также можно использовать для удержания кабеля на месте, фиксируя его в форме петли с одной стороны.
Aria Infinita от Zaha Hadid Design
В рамках празднования десятилетнего юбилея сотрудничества Slamp с Zaha Hadid Design компания представила инсталляцию Aria Infinita, модульную версию своей популярной модели Aria. Эта светящаяся скульптура имеет модульную конструкцию, которая создает подобие волны в окружающем пространстве. Корпус светильника заключен в слои поликарбоната различной формы, что создает плавную структуру. Максимальная высота — два метра. Aria Infinita — отличный пример изобретательного подхода Slamp к дизайну освещения. «Aria Infinita — это наш способ отдать дань уважения революционному видению Захи, ее харизме и способности смотреть на вещи радикальным образом. Эта встреча ознаменовала для нас очень важный момент, укрепив диалог с более дальновидным миром современной архитектуры», — говорит Лука Мацца, генеральный директор Slamp.
Baggy от Паолы Навоне
В коллекции освещения Baggy, разработанной Паолой Навоне для Contardi — выраженный игровой характер. Название означает характерную посадку свисающих брюк оверсайз, и оно описывает складчатую форму световых блоков. Светильники Baggy состоят из отдельных модулей разного размера, что дает свободу при их сборке. Рассеиватель из сатинированного поликарбоната имеет неправильную форму. Паола Навоне использует мягкие текстильные шнуры, гармонирующие с «архивно-декоративным стилистическим кодом» бренда. Шнуры служат как связующий элемент для настольной и напольной версий, и являются подвесами для потолочного варианта.
Liuu от Vantot
Эта авангардная световая инсталляция от дизайнерской группы Vantot из Эйндховена наконец производится тиражно — в этом году итальянский бренд Luceplan выпустил ее в коллекции 2023 года. Эстер Йонгсма и Сэм ван Гурп разработали систему натяжных тросов и противовесов, которые являются ключевыми элементами этой системы. При этом сами абажуры чрезвычайно легкие. Модульная конструкция позволяет создавать «световые ширмы» любого размера.
Dreispitz от Herzog & de Meuron
Dreispitz — это осветительное решение, разработанное швейцарской архитектурной фирмой Herzog & de Meuron для итальянского производителя Artemide. В этом проекте свет получил графическое оформление. Лаконичная треугольная сердцевина содержит электронные компоненты и рассеивающие трубки со всех трех сторон. В конструкцию также входит цилиндр, который можно использовать для управления излучением света в офисных помещениях, а также настенная версия с двумя рассеивающими трубками. Модульная система обеспечивает гибкость и композиционную свободу благодаря соединителю элементов. Dreispitz — это устойчивый продукт, изготовленный из частично переработанных и легко демонтируемых материалов.
Peaks от Майкла Анастасиадиса
Майкл Анастасиадис демонстрирует остроумный подход к разработке классической формы. Конусообразные подвесные светильники давно обосновались в интерьерах — однако такую систему их соединения мы видим впервые. Минималистские белые конусы подвешиваются либо вверх острием, либо вниз. Они могут быть одинарными, двойными или тройными. Рассеянный свет исходит от основания каждой колбы, создавая эффект градиента на поверхности соседней.
Knit от Мейке Харде
Работая с Vibia, дизайнер из Кельна Майке Харде переосмысливает традиционный тканевый абажур — и выполняет его в виде вязаного рукава из лайкры. Это покрытие, натянутое на алюминиевые кольца, прошито ребрами в сложной технике «технического вязания», почерпнутой из мира спортивной одежды. Позволяя свету просачиваться как наружу через полупрозрачную ткань, так и вниз через открытое основание, абажур создает впечатление тепла. Ассортимент включает в себя пять подвесных светильников и четыре торшера.