Исторические комнаты австрийского замка Schloss-Hollenegg вновь стали площадкой для проведения ежегодной выставки современного дизайна. В 2023 году она посвящена исследованию обширных возможностей, традиционных и инновационных техник работы со стеклом и получила название Ashes & Sand (Пепел и песок).
По теме: Студийный дизайн. О новом термине размышляет куратор Марина Ширская
В замке Холленег куратор, автор инициативы Schloss Hollenegg for Design и его хозяйка Алиса Стори Лихтинштейн несколько лет подряд устраивает выставки и программы-резиденции для талантов, работающих на стыке, дизайна ремесла и искусства. Здесь роскошь интерьеров вступает в диалог с современным студийным дизайном.
Главная задача для всех участников заключается в том, чтобы создаваемые специально для проекта работы так или иначе, не теряя своей актуальности, перекликались с историческими помещениями. Название «Холленег» впервые появляется в документе из аббатства Адмонт в 1163 году, хотя замковый комплекс, вероятно, старше: на это указывают святые Эгидий и Варфоломей, которым посвящена замковая часовня. Замок-предшественник, построенный на месте этого поместья, защищал соединительную дорогу через Коральпе из Штирии в Каринтию. Семья Холленегеров была служителями архиепископа Зальцбургского, а замок был их родовой резиденцией.
Выставка Ashes and Send рассказывает о невероятном разнообразии стекла с точки зрения использования, технологий производства и стиля. На ней представлены исторические объекты: от венецианского стекла, импортированного в начале 1800-х до посуды и люстры, изготовленных для семьи Лихтинштейн компанией J&L Lobmeyer в конце XIX – начале XX веков. Рядом с антиквариатом экспонируются объекты 27 современных дизайнеров — зеркала, лампы, вазы, ткани из стекловолокна и т.д. — предметы, созданные в технике кастинга, моллирования, выдувания и 3D-печати.
Повседневные предметы вместе с уникальными произведения искусства и концептуальными инсталляциями исследуют свойства материала, обращаются к истории его использования и инновационным способам производства. Выставка продолжает исследование, которое ведет куратор Алиса Стори Лихтинштейн, изучая возможности различных материалов как строительных блоков дизайна и их решающей роли в устойчивом развитии. В случае со стеклом, особое внимание уделяется тому, что этот материал можно бесконечно перерабатывать, измельчая, смешивая и расплавляя его.
Все участники искали способы превратить массовое и промышленное в студийное и ремесленное. Дизайнеры, работавшие в резиденции: Тамара Баррадж, Антрей Хартикайнен, Christian & Jade, Герман Эрмич и Тадеас Подрацки представляют работы, вдохновленные временем, проведенным в замке Холленег в июле 2022 года. Выставка демонстрирует результаты их индивидуальных исследований.
Ливанский дизайнер Тамара Барраж в сотрудничестве со Studio Comploj создала зооморфные подсвечники; Christian & Jade, исследовали влияние транспортировки песка (важной составляющей стекольной массы) из разных регионов и изготовил набор бокалов из песка, извлеченного при строительстве туннеля под замком. Финский дизайнер Антрей Хартикайнен была сосредоточен на создании стеклянных слепков архитектурых деталей Холленега. Дизайнер из Латвии Герман Эрмич представил зеркало с эффектом trompe-l'œil. Исследования стекла чешским дизайнером Тадеасом Подрацки объединил стекло с деревом — основным материалом для производства стекла.
Помимо дизайнеров, работавших в резиденции в 2022 году, куратор привлекла еще целый ряд современных молодых авторов. Среди них выпускница лондонского Королевского колледжа искусств и парижской Школы Камондо, парижанка и уроженка Москвы Алиса Волчкова. Ее проект это переосмысление декоративного эффекта «льдистого» или кракелированного стекла, использовавшегося в Венеции еще в XVI веке, который достигался окунанием раскаленного стекла в холодную воду, при этом поверхность его покрывалась сеткой мелких трещин. Алиса, однако, использовала другую технику для достижения похожего визуального эффекта. Каждый ее объект получает различную текстуру, свой цвет, он сплавлен из стеклянных гранул разной фракции. Каждому размеру соответствует свой цвет. За счет правильно выбранной температуры гранулы не сливаются в единую массу, а лишь склеиваются между собой и приобретают глянцевую поверхность.
Коллектив Stories of Italy, смешивая белое непрозрачное стекло и цветные осколки сымитировал узоры, увиденные на фресках замка. Вазы коллекции Nougat были созданы с использованием выдувной техники острова Мурано. Сара Роузманн, создала «текстильные» объекты из стекловолокна, Джулия Кёрнер представила объекты из стекла, напечатанные на 3D-принтере Swarovski, Барри Левеллин интегрировал зеркала и солнечные батареи для создания светящихся объектов.
Работы mischer traxler, Сеугжун Сонга (Seungjoon Song) и Studio Groovido, какими бы декоративными или функциональными они не казались являются прямыми социальными высказываниями и исследуют истории современного общества. Целый ряд проектов посвящен истории ремесленного производства стекла в Австрии, в соседних районах, пришедших в упадок с наступлением промышленной революции. В рамках параллельной программы выставки художник и мастер-стеклодув Марк Барреда, преподаватель Академии дизайна Эйндховена, привез в замок Холленег свою передвижную стеклодувную печь и провел сессию, на которой продемонстрировал процесс создания предметов из стекла в технике выдувания.