Имя французского скульптора, а также мастера коллекционных кресел и геридонов Филиппа Икили отлично известно всем, кто следит за аукционными продажами. Последние годы творчеством мастера последовательно занимается парижский антиквар Ив Гасту, поэтому его кресла, столы и торшеры украшают самые роскошные парижские квартиры. А сегодня, когда коллекционеры и профессиональные интерьерщики пристально всматриваются в 70-е, Икили — одна из самых привлекательных фигур.
В 18 лет он ушел в армию, порвал с семьей и принимал участие в военных компаниях на стороне Франции и Индокитая (1945). С начала 1950-х годов становится скульптором, работает с разными видами металла: железом, латунью, алюминием и листовым металлом. В Парижской школе изящных искусств провел пять лет с 1948-го по 1953-й. Посещал мастерские Жана Тенгли и Жермен Ришье, для обоих мастеров делал скульптурные цоколи — работа на первый взгляд не самая почетная, но важная.
В первый раз он выставил свои работы в 1955 году в парижской галерее Palmes, а в 1959 году — в галерее Contemporaries в Нью-Йорке, где он встретил большие имена американского искусства: Лео Кастелли, Роберт Раушенберг, Джеймс Розенквист, Джаспер Джонс, Исаму Ногучи. Успех не заставил себя ждать: престижные музеи, такие, как Музей Гуггенхайма или Музей современного искусства в Нью-Йорке, купили многие его работы. В период с 1965-го по 1980-й Икили ушел в тень, но не переставал заниматься скульптурой.
Его мастерская находилась в 16-м округе Парижа на улице Раймона Лоссерана 32, сегодня здесь частная квартира. Один из вариантов его знаменитой «Марафонки» стоит во дворе дома, напоминая о том, что здесь работал гений. «Марафонка» регулярно включается в программу парижских салонов и фестивалей. С1960-х годов Икили делал мебель, сюрреалистичную и фантазийную, которую с успехом продает парижский галерист Ив Гасту. Именно Гасту способствовал популяризации творчества скульптора. Еще один важный этап карьеры — в 1980-е Икили начал работать в бронзе. Первые фигуры экспонировались на выставке в парижской Galerie Patrice Trigano в 1986 году. В последние десятилетия одним из главных экспертов по Икили выступает Ив Гасту. Работы мастера находятся в крупнейших музеях мира — в Музее Соломона Р. Гуггенхайма, Смитсоновском музее американского искусства в Вашингтоне, в музеях Монреаля, Гаваны, Сент-Этьена.
Скульптуры Филиппа Икили сюрреалистичны, их часто рассматривают в контексте «нового реализма», есть у мастера и кинетические композиции. У Икили узнаваемый стиль: человеческие фигуры, тельца насекомых, а также подстолья, рамы кресел и подставки для светильников, как конструкторы, собраны из металлических элементов, напоминающих надутый пластик. Наследие Икили противоречиво, и видно, как сильно влияли на него современники: иногда кажется, будто он перевел в объем фигуры с картин Пикассо и Ле Корбюзье, а иногда он выглядит эпигоном Тэнгли и Колдера. Но есть качества, которые делают его абсолютно уникальным. Неизменный, не пропадающий в течение многих лет, гедонизм Филиппа Икили — его особый дар.