Объявлены лауреаты шестой премии Loewe Foundation Craft Prize. Первый приз в размере 50 тысяч евро получила японская керамистка Эрико Иназаки за изысканную работу под названием «Метанойя». Скульптуру можно увидеть на выставке в музее Ногучи в Квинсе, где также представлены все проекты, вошедшие в шорт-лист — это произведения 30 мастеров из 16 стран.
По теме: Тренды 2022/2023: органическая керамика Клэр Линднер
Премия Loewe Foundation Craft Prize была учреждена Джонатаном Андерсоном в 2016 году — целью было основать в поддержку ремесленникам глобальную платформу, сходную с теми, что существуют в сфере искусства: «Современное искусство представлено чрезвычайно широко, и я не вижу разницы между ним и высоким ремеслом, поэтому я хотел поднять значимость ручной работы и инициировать широкое обсуждение идеи создания вещей таким способом».
Проект-победитель 2023 года — это округлая скульптура Эрико Иназаки, покрытая сотнями крохотных керамических иголок, скрученных пальцами. Эти детали фиксировались на яйцевидной керамической основе больше года: для этого потребовался увлажнитель, который поддерживал глину в рабочем состоянии на протяжении всего кропотливого процесса. Жюри, в которое среди прочих вошли креативный директор Loewe Джонатан Андерсон, Патрисия Уркиола, Наото Фукасава и лауреатом Притцкеровской премии архитектор Ван Шу, комментирует: «Это одна из тех вещей, когда вы не знаете, из чего она сделана, пока не убедитесь сами. У скульптуры невероятная глубина резкости, что очень необычно для керамики. Мы не видели ничего похожего — это настоящее волшебство».
Также жюри выделило японского мастера по текстилю Моэ Ватанабэ, которая создала объект из цельной полосы коры грецкого ореха. Эта конструкция в виде коробки скреплена незамысловатыми застежками, которые напоминают заклепки для соединения листов металла. «Эта работа выбрана за акцентирование материальности коры и использование особого вида соединения, что отсылает к архитектурному строительству и традициям ремонта», — отмечает жюри.
Еще одно особое упоминание принадлежит Доминику Зинкпе. Внимание жюри привлекла его работа «Наблюдатели» — замысловато детализированная настенная скульптура, сделанная из небольших статуэток ибеджи, напоминающими о традиционных верованиях йоруба, которые связанны с множеством рождений. Автора отметили за скульптурное переосмысление традиционных верований и расширение того, чем может быть современное ремесло.
Особенность именно этого конкурса — применение авторами трудоемких процессов. Так, среди финалистов есть корзина из папье-маше, созданная из материалов, найденных в пустыне Сонора в Аризоне. Для бумажной массы применялись агава, полевые цветы и молотые вулканические породы, смешанные с джутом. Эту суспензию разработала американская архитектурная студия Aranda\Lasch в сотрудничестве с индейским художником Терролом Дью Джонсоном: «Для нас это способ ведения материальной практики, в рамках которой исследуется, как добываются материалы и каково их значение, и мы занимаемся этим уже около 15 лет».
Георгий Данибегашвили из Грузии создал скульптуру Naked из шелка и бумаги ручной работы — он вдохновлен текстурой и формой деревьев и исследует уникальные свойства двух разных материалов: бумаги ручной работы и шелковых волокон. Стул бруклинского дизайнера Лайама Ли, обтянутый мериносовой шерстью, создавался четыре месяца с помощью большой иглы.
Мастера из Южной Кореи (среди финалистов их было несколько) демонстрируют эксперименты с различными техниками. Джейик Ли создал современную интерпретацию традиционных корейских кувшинов, сделанных не из керамики, а из листов медной пластин, сваренных вместе; стыки выделены декоративным золотым листом. А Кирён Чой нашел способ, при которых маленькие пузырьки воздуха на поверхности стеклянных сосудов заполняются сусальным золотом, чтобы создать впечатление звездного неба.
Проект, в котором используются традиционные технологии производства, — это Buisson n°2 французской керамистки Клэр Линднер — абстрактная скульптура, созданная с использованием переработанной послевоенной гипсовой формы из гончарного региона Валлорис. «Эта деталь была сделана из слепка листа, из которого в 60-х годах производили китчевую сервировочную посуду. Для меня было важным вернуть этот лист к жизни», — говорит художница.