Тема Лондонской биеннале дизайна 2023 — сотрудничество и участие. «Глобальная игра: перераспределение сотрудничества» (The Global Game: Remapping Collaboration) развернулась в Сомерсет-Хаусе. Биеннале проводится уже в четвертый раз, и в этом году в нем принимают участие более 40 дизайнеров со всего мира, от Чили до Конго.
По теме: Milan Design Week 2023: плавучий променад Микеле де Лукки
Курирует событие роттердамский Nieuwe Instituut и его арт-директор Арик Чен. «Биеннале может стать подобием микрокосма и показать, что дизайн способен создать альтернативный геополитический ландшафт — движимый не конкуренцией и конфликтом, а сотрудничеством», — утверждают организаторы. Павильоны охватывают широкий спектр тем: от инсталляции Automorph Creative Differences, где показаны фантастические растения и морские существа, до экспозиции Natural Synthesis Omotunwase Osinaike, которая опирается на западноафриканские традиции изображения жизни животных. Другие павильоны интерактивны, как Центр музыки и искусства Bidi Bidi — здесь посетителям предлагается прессовать кирпичи из необработанной земли. В некоторых комнатах можно наблюдать за выпечкой хлеба.
Абу-Даби и Дубай: опыт пустыни
Абу-Даби демонстрирует работы, выполненные в традиции Soof — это техника ткачества из овечьей, верблюжьей и козьей шерсти, которая настолько прочна, что подходит для изготовления традиционных палаток. Абдалла Альмулла из Дубая черпал вдохновение в условиях жизни в пустыне и зонде «Надежда», который отправился на Марс, — он предлагает ряд новаторских решений, как прототип робота, который сеет семена в пустыне. «Я хотел напомнить об опыте путешествий по пустыне и ориентации в скудном ландшафте, ведь он может пригодиться в будущем для исследования новых планет», — говорит дизайнер.
Творческие различия от Automorph Network
Коллектив Automorph Network представил исследование на тему самоформируемых объектов, которые получают свою форму благодаря природным силам, как воздух или тепло. В качестве экспонатов эта группа дизайнеров, архитекторов и ученых выбрала даже самозакапывающиеся семенные коробочки, которые раскрываются в ответ на воздействие влаги. Здесь же есть и рукотворные объекты — к примеру, плитка, которая изгибается в процессе обжига через стратегически расположенные канавки. А самая забавная фантазия выглядит подобно морским существам с множеством щупалец из силикона, которые шевелятся, когда их внутренние воздушные каналы надуваются и сдуваются.
Музыкальные арки от Melek Zeynep Bulut
В центральном дворе Сомерсет-Хауса выстроили турецкий павильон Оpenwork. Он выглядит как ряд ворот, образованных стальными свисающими стержнями. Арки постепенно уменьшаются в размере, а металлические детали покачиваются и звучат на ветру. Павильон был задуман архитектором Мелеком Зейнепом Булутом как исследование концепция ворот и их роли в укреплении границ и социальной иерархии.
«Выпекая будущее» от Chmara.Rosinke
На протяжении всей биеннале дизайнеры Анна Росинке и Мацей Хмара в рамках перформанса Baking the Future пекут хлеб в австрийском павильоне. Этот проект — исследование геополитических контекстов и микробиологических процессов, стоящих за этой привычной пищей. Наряду с пекарней дизайнеры создали коллекцию экспонатов, направленных на изучение сенсорных ощущений от хлеба. Здесь среди прочего есть и проигрыватель, который позволяет посетителям «слушать» хлеб.
Центр музыки и искусств Bidi Bidi
Зрители могут попробовать свои силы в прессовании строительных блоков из необработанной земли в рамках инсталляции австралийской архитектурной фирмы Hassell и фонда To.org, которые используют биокирпичи для строительства музыкального центра, предназначенного для беженцев на севере Уганды. Земляные блоки показаны рядом с полномасштабным макетом крыши этого здания, которая способна собирать дождевую воду через огромную воронку, похожую на работы архитектора Фрэнсиса Кере. Цель проекта — изучить, как местные ресурсы и простые методы могут быть использованы для создания устойчивых зданий с низким уровнем углеродного воздействия.
Павильон Мальты
Павильон Мальты представляет собой «деревенскую площадь», украшенную узорным текстилем. Рисунки выполнены с помощью традиционных финикийско-мальтийских красок, чтобы подчеркнуть «древние подходы к городской среде».
Гуманитарный павильон Шигеру Бана
«Гуманитарный павильон» Шигеру Бана — пространство, где фирменные бумажные трубки становятся декорациями для поэтического действия. Системы перегородок Бана уже многократно использовались для обеспечения конфиденциальности во время бедствий, а в контексте биеннале они стали «убежищем искусства, поэзии и музыки».
Сомерсет-Хаус, до 25 июня 2023 года.