Фестиваль Design Parade 2023, который является одним из самых интересных событий начала лета, прошел в этом году с 22 по 25 июня. В это время Villa Noailles организует множество мероприятий в двух местах: в Тулоне акцент сделан на дизайне интерьера, а в Йере — на предметном дизайне. Они проводятся в 7-й 17-й раз соответственно и представляют новое поколение дизайнерских талантов.
По теме: Design Parade 2022: лучшие инсталляции французских дизайнеров в Йере и Тулоне
Построенная в 1923 году Робером Малле-Стивенсом Villa Noailles с момента возникновения была местом, говорившем об актуальности и современности. Нынешний директор этой институции Жан-Пьер Блан предложил идею трех ежегодных международных фестивалей, которые выявляют молодые таланты в области моды и фотографии (с 1984 г.), дизайна (с 2006 г.) и дизайна интерьера (с 2016 г.). «Миссия всех трех конкурсов одинакова: помогать и поддерживать молодое творчество. Проекты в этом году демонстрировали выдающиеся навыки и воображение, упорство и оригинальность, индивидуальность и актуальность для профессии и мира», — говорит Блан.
Председателем жюри 17-го фестиваля дизайна был выбран Ноэ Дюшофур-Лоранс, он отмечал лучшие проекты десяти финалистов вместе с Лукой Никетто, Марион Майлендер, Гийомом Барде и Жаном-Мари Массо. Жюри 7-го фестиваля дизайна интерьера, в состав которого входили модельер Рабих Кайруз и соучредитель Universal Officine Виктуар де Тайлак, возглавляла архитектор ливанского происхождения Алин Асмар д’Амман. Самые известные ее проекты — рестайлинг парижского Hôtel de Crillon в сотрудничестве с Карлом Лагерфельдом и ресторан Le Jules Verne на Эйфелевой башне.
Алин Асмар говорит о критериях выбора: «Сила этих сценографий заключается в истории, которую рассказывают победители, — это игра, основанная на множественных ответвлениях: семейная история, средиземноморское ноу-хау, различные прочтения ремесленных техник, архитектурная культура. Это история, оставленная как след. Здесь и сухая каменная хижина, вдохновленная миром пчеловодства, и водные элементы, патио, спальни и другие убежища, где можно помедитировать, отдохнуть, освежиться и предложить личный взгляд на Средиземное море сегодня».
В дополнение к этому конкурсу Villa Noailles проводит ряд особых событий. Как и каждый год, президенты двух жюри представляют персональные выставки. В Йере экспозиция Made in situ Ноэ Дюшофур-Лоранса демонстрирует ремесленные и географические исследования устойчивых местных материалов — пробки, керамики, бронзы, глины и коры — в пяти коллекциях мебели и аксессуаров. Элегантная и намеренно «чувственная» инсталляция Made in Situ раскрывает детали его работы в Португалии и на юге Франции. «Для этой инсталляции я хотел чего-то иммерсивного и эмоционального, но с небольшим количеством комментариев, потому что экспонаты сами по себе имеют очень сильный характер».
В Тулоне Алин Асмар д’Амман представила не менее чувственное шоу L’Amour, la Mer, les Femmes. «Культура Средиземноморского бассейна — это открытие и мост в мир с обостренным чувством прекрасного. Здесь выставлены напоказ и сексуальность, и брутализм, и жизненные раны», — комментирует архитектор.
Из других инсталляций — интерпретация обстановки в квартире Шарля и Мари-Лора де Ноай от Пьера Йовановича и Элеи Леганнье, шоу Céramique Ронана Буруллека и работы победителей предыдущего конкурса. Йованович переосмысливает дом Шарля и Мари-Лор де Ноай как историю повседневных сцен, чтобы познакомить зрителей с интимным бытом этой пары. «Мари Лор де Ноай была покровительницей и коллекционером, укреплявшим связи с Кокто, Дали, Эрнстом и Пикассо и поддерживавшим их во время карьеры», — рассказывает дизайнер. Посмотреть экспозицию, занявшую 200 кв. метров, можно до 14 января 2024 года.
Гран-при Design Parade Toulon Van Cleef & Arpels был присужден Клементу Розенбергу за гобелены, украшающие его Chambre Tapissée Pour Cigale en Hiver. Его «средневековые» занавески были решены в цветах Прованса — дизайнер их окрасил и сшил вручную. Это благородный лен, для придания цвета которому применялся натуральный краситель на растительной основе. К деревянным опорам занавесок прикреплены керамические цикады.
В Йере в этом году акценты сместились в сторону более инновационных объектов — выбор жюри подчеркивал актуальность проблематики и поэтичность. Гран-при получил Яссин Бен Абдаллах, дизайнер и художник из Реюньона и Нидерландов, с проектом Mémoires de Plantation. Его мачете из карамелизированного сахара — эфемерная, но глубокая отсылка к колониальному прошлому. Дизайнер исследует исчезновение предметов, принадлежащих рабам и работникам сахарных плантаций Реюньона. Культурная самобытность бывшей французской колонии была сформирована монокультурой сахарного тростника. Однако от этой истории мало что осталось, кроме собственно предметов мастеров. Почти вся материальная культура порабощенных общин исчезла или была вынуждена исчезнуть. В историческом поместье Вильель находится Музей плантаций Реюньона, где только предметы мастера свидетельствуют об истории сахарной колонии — и Яссин реконструирует эти объекты. Дизайнер с этим проектом уже был выбран Академией дизайна Эйндховена как лауреат престижной премии Гийса Баккера в 2022 году.
Жозефин Балайн (Joséphine Balayn), одна из финалисток, рассказывает о своей идее и процессе реализации: «Tegula— это внутренний дворик, где можно медитировать на рассвете или в сумерках, когда между колоннами старинной виллы дует средиземноморский бриз. В этом перистиле, состоящем из черепицы, используемой с античных времен для крыш региона, бассейн освежает атмосферу. Я работала с керамистом Пиа Шевалье, краснодеревщиками из мастерской Carlès & Demarquet и строительным подрядчиком Кристофом Беландо, который помогал с поиском старой плитки и установкой, и моим отцом, Филиппом Баланом, художником и скульптором».
Двойная награда также досталась дуэту Люсьена Дюмаза и Лу-Поко Савадого, который за свою изысканную коллекцию мебели Au Dixième получил приз Фонда Карминьяка и новый приз Tectona за проект штабелируемых обеденных стульев.
Награды в Тулоне демонстрировали очевидный тренд — почти все проекты были связаны с изменением климата и благоустройством территории. Приз Chanel, спонсора мероприятия, за визуальный мерчандайзинг выиграли Артур Ристор и Анаис Эрве с красочной инсталляцией Palais de Sable. Национальная премия Mobilier была вручена Эмили Чахтахтински и Марисоль Сантана с проектом Lou Cabanoun о средиземноморской экосистеме, а публика отдала предпочтение дуэту Теофиля Шатле и Хадриена Крифа с композицией Les Heures Chaudes, в которой затронута тема изменения климата. Особое упоминание жюри досталось L’Oseraie Матье Тран Нгуена. Все проекты фестиваля будут демонстрироваться до 3 сентября в Йере и до 5 ноября в Тулоне.