Том Форд объявил о продаже бренда и показе своей последней коллекции после почти тридцатилетней карьеры. Теперь, после ухода из одноименного модного дома, Форд значительно увеличил свое состояние — сделка составила 2,8 миллиарда долларов. Вспоминаем его работу, эволюцию творческой личности и революцию в области стиля, гламура и шика.
По теме: Том Форд продал дом по проекту Рихарда Нойтры
Его экстраординарный культурный опыт позволял с легкостью переходить из одной сферы искусства в другую и сильно влиять на них. Десятилетиями он шокировал публику и общественность коллекциями и рекламными кампаниями в Gucci, Yves Saint Laurent, а потом и в одноименном бренде. Его слава как режиссера не затмевает прошлые заслуги — все до сих пор без ума от его очков, сумок и ароматов.
В 1979 году Том Форд переехал в Нью-Йорк, чтобы изучать историю искусств. Через год он бросил учебу и стал снимать телевизионные рекламные ролики. Чуть раньше, еще во время учебы в Нью-Йоркском университете, он открыл для себя Studio 54, где навсегда усвоил эпатажную формулу, основанную на излишествах, преувеличенном гламуре и сексе. Форд часто упоминал, что этот период «визуально стал частью его вкусов». Он также пробовал себя в актерском деле и, заработав на ролях, поступил в Parsons — «Новую школу дизайна», где изучал архитектуру и в последний год историю моды. О своем архитектурном образовании он не рассказывал, когда решил попробовать себя в моде. Получив ученую степень, Форд стал помощником дизайнера спортивной одежды Кэти Хардвик — он привлек ее внимание тем, что каждый день звонил на протяжении месяца. Два года спустя, в 1988-м, Том Форд перешел на работу к Перри Эллису в качестве директора по дизайну, а бренд возглавлял в то время Марк Джейкобс.
Поворотным моментом в карьере Форда стало его назначение в Gucci, где он стал главным дизайнером женской одежды. Марка в 1990 году столкнулась с финансовыми потрясениями и возможным банкротством — она часто подвергалась критике за обилие логотипов и отсутствие яркого творческого направления. Форду удалось синтезировать свою яркую индивидуальность с кодами бренда: он сделал одежду такой же важной частью тела, как, к примеру, татуировки — его коллекции будто клеймили своих владельцев. Это стирание границы между вещами и телом для него было естественным — он тонко почувствовал дух 1990-х, связанный с минимализмом и сексуальностью, где тело уже не было скрыто под слоями ткани и визуально не деформировалось, как десятилетием раньше.
В 1994 году, когда Форда повысили до должности креативного директора, он сыграл ключевую роль в росте продаж на 1200% — почти до 3 миллиардов долларов. Наряду с его новаторским и сенсационным дизайном роль сыграли и провокационные рекламные кампании. Форд по сути спас бренд: к моменту его ухода в 2004 году его стоимость оценивалась в $10 миллиардов.
В 1998 году благодаря успеху коллекций Форда группа Gucci приобрела Saint Laurent, тогда известный как YSL — сам Ив Сен-Лоран еще был жив и отнесся к новому назначению скептически. Вскоре отношения модельеров окончательно испортились — известно, что после одного из шоу Сен-Лоран даже написал записку по поводу шифоновых тренчей: «За 13 минут вам удалось разрушить 40 лет моей работы». Несмотря на бурные отношения Форда с брендом, он часто говорил, что его время в YSL было временем создания «некоторых моих лучших коллекций». Он продолжил нести свое видение моды — резкое и провокационное.
В 2004 году из-за разногласий с компанией Форд покинул Gucci Group и через год основал свой одноименный лейбл. Там он вновь использовал чувственные коды дизайна и проверенные маркетинговые рецепты: он принялся выпускать одежду ready to wear, обувь, косметику, парфюмерию, аксессуары и сумки. Бренд почти мгновенно стал популярным — настолько, что в четырех фильмах о Джеймсе Бонде Дэниела Крейга одевали в костюмы Tom Ford. В определенном смысле эта марка стала обозначать вневременный гламур. Форд оказался идеальной фигурой в мире моды — амбициозным, идеалистичным и дерзким, превозносящим культ знаменитостей. Он применил к моде голливудские принципы — и она обрела глобальную силу популярной культуры. Наряды Tom Ford с тех пор носили Бейонсе, Мишель Обама (в том числе на приеме в Букингемском дворце), Том Хэнкс, Уилл Смит и Хью Джекман.
Помимо работы в качестве дизайнера, Форд в 2005 году запустил продюсерскую компанию Fade to Black и вспомнил свои киноопыты. Его дебютный фильм A Single Man (2006) с Колином Фертом, Джулианной Мур и Николасом Холтом в главных ролях стал манифестом стиля и драмы и получил множество призов. Еще один его триллер — «Ночные животные» (2016) с Эми Адамс — регулярно входит в списки фильмов с самыми стильными дизайнерскими декорациями: минималистский дом буквально набит современным искусством и объектами высокого дизайна. Впрочем, Форд сам живет как в кино — его коллекция недвижимости, от знаменитых построек Нойтры до специально заказанного Тадао Андо ранчо, отлично демонстрирует его архитектурные вкусы.
Последняя коллекция стала ретроспективой его любимых образов за предыдущие тринадцать лет, и теперь модельер намерен полностью посвятить себя съемкам и проектам своей продюсерской компании. Он уже занял место в мире моды, значительно повлиял на дизайн и продолжает влиять на культуру, сочетая гламур, американское упорство и европоцентричный минимализм с тихой роскошью.