Аукционный дом de PURY, основанный Симоном де Пюри, устраивает торги коллекционного дизайна под названием CREATE! — 21st Century Architecture & Design. Как его называет сам основатель, это «живой аукцион на первичном рынке, меняющий правила игры и демонстрирующий разнообразный выбор исключительных произведений искусства от ведущих современных художников, дизайнеров и архитекторов». В списке — Рон Арад, Андреа Бранци, Том Диксон, Ингрид Донат, Матье Леаннер, Росс Лавгроув, Рик Оуэнс, Фэй Тугуд, Вадим Кибардин, Гарри Нуриев и другие. И, как следует из названия, все вещи созданы в нынешнем веке.
По теме: Выставка Рона Арада в галерее Newlands House
Аукцион нацелен на произведения, охватывающие разные дисциплины, и демонстрирует сближение и пересечение различных точек зрения — всем предлагается найти границу между art & design. При этом де Пюри предлагает революционный с точки зрения аукционного дома подход: 100% от молоточной цены пойдут художнику и галерее, которая представляет работу. Эта модель создана с верой в то, что художники и те, кто отстаивает свою работу на рынке, должны получать наибольшую прибыль от ее продажи.
Премия, уплачиваемая покупателем, взимается сверх молоточной цены и составляет 18%, а не 25% и выше, как у конкурентов. При этом 3% будут вычтены из премии покупателя и выплачены Отделу архитектуры и дизайна MoMA, первому в мире кураторскому отделу, посвященному архитектуре и дизайну (основан в 1932 году в Музее современного искусства). Также инициатива de PURY по использованию виртуального формата аукциона означает, что произведения искусства будут путешествовать только один раз — до места обитания нового владельца. Работам не нужно покидать мастерскую художника или хранилище до точки продажи, что снижает выбросы углекислого газа и делает аукцион более экологичным. Кураторский аукцион проведут онлайн в прямом эфире с помощью аватара Симона де Пюри.
Среди топовых лотов (их всего 68) есть и хорошо знакомые любителям коллекционного дизайна объекты классиков (Арада, Бранци, Диксона), и дебютные работы тех, кто на рынке недавно, но уже успел завоевать популярность. Один из самых дорогостоящих — прототип D Sofa Рона Арада, относящийся к его работе над новой коллекцией в Дакаре, Сенегал. Недавно завершенный прототип для запланированной серии выполнен из переработанных бочек. Ранее на лондонском аукционе дизайна 30 июня 2021 года похожий прототип побил рекорд, когда его цена достигла 1 232 500 фунтов стерлингов.
В списке лотов есть и знаменитое кресло Данфула Яна Fake — гибридный стул, представляющий собой смесь китайского и западного стилей рококо, обитых поддельными дизайнерскими сумками. Это кросс-культурный микс визуальных стимулов, превращающий подражание в оригинальность и отражающий экспансию глобализованной потребительской культуры.
Аукционист смело сопоставляет вещи, выполненные в радикально различных техниках. Коллекция градиентной мебели в технике 3D-печати из бетона от Филиппа Адуатца — это последний проект дизайнера, созданный в сотрудничестве с производителем incremental3d. Этот австрийский дизайнер создает ограниченным тиражом функциональные объекты, скульптурные по своей природе. В них ощущается сильное влияние научных исследований в области химии, физики и технологии материалов. Процесс при этом сочетает традиционные ремесленные методы с передовыми инструментами — 3D-печатью, лазерным сканированием 3D, фрезерованием с ЧПУ и быстрым прототипированием. Дизайнер, не скрывающий влияния Константина Бранкузи и Тони Крэгга, стремится разработать особый язык формы в каждом из своих произведений.
Из произведений Маттиа Бонетти (род. 1952), парижского художника и дизайнера, де Пюри выбрал узнаваемое по стилю причудливое сюрреалистичное кресло. Работа Бонетти над этим сиденьем, как обычно, начиналась с эскиза от руки, который затем переводился в материалы: патинированную бронзу, позолоту, акрил, дерево, горный хрусталь, мрамор, стекло и драгоценные камни.
Множество лотов оказываются манифестами ресайклинга — как диван из бочек Рона Арада, бумажный стул Вадима Кибардина или шезлонг «Китовая сказка» Навааза Садулкера. Последний использует переработанные крышки бутылок из-под молока, которые экструдируются в пластиковые стержни, а затем вручную вплетаются в раму из мягкой стали. Пластиковые отходы переосмысливаются как новый драгоценный материал.
Проект Кибардина обозначает диалог между производством, функциональностью и эстетикой. Его стул изготовлен вручную из переработанного картона и покрыт черной бумагой: в этой практике важны несовершенства, присутствующие в аналоговой конструкции. Концентрация на манипуляциях с бумагой придает финальной работе индивидуальность.
Резная мебель сеульского дизайнера Юнхвана Кима — это исследование «непреднамеренной формы». Неправильные, импровизированные и органичные очертания словно передают силуэты пролитой воды. Иногда в его объектах объединяются более 40 элементов.
• CREATE! — 21st Century Architecture & Design, 26 июля 2023 года.