Выставка «Мода и спорт, с одного подиума на другой» (Mode et sport, d’un podium à l’autre) в парижском Музее декоративного искусства — о связи, объединяющей моду и спорт. Этот масштабный проект от античности до наших дней посвящен социальным проблемам, связанным с телом, и проводится в преддверии Олимпийских игр 2024 года.
По теме: 100 лет московского спорта в работах российских художников
Экспозиция, над сценографией которой работала BGC Studio, исследует эволюцию спортивной одежды и ее влияние на современную моду. Здесь 450 предметов одежды и аксессуаров, фотографии, эскизы, журналы, плакаты, картины, скульптуры и видеоролики. Жан Пату, Жанна Ланвен, Габриэль Шанель, Эльза Скиапарелли стали первыми, кто в межвоенный период проявил интерес к миру спорта и воплотил его в высокой моде. Куратор Софи Лемахье, отвечающая за коллекции моды и текстиля после 1947 года, показывает, как спортивная одежда интегрировалась в повседневный гардероб, помимо своего специфического использования. Главной темой выставки стал комфорт, помогающий понять причины, по которым, к примеру, кроссовки стали модными предметами и для повседневной жизни, и для высокой моды, от Balenciaga до Off-White.
В центре выставки — современная модная «беговая дорожка», украшенная золотыми кольцами в честь Олимпийских игр. На фотографиях изображены звезды спорта, вдохновлявшие модельеров, в том числе съемка Зинедина Зидана для Dior и Наоми Осака для Louis Vuitton. Модели одеты в одежду престижных кутюрье, черпающих вдохновение из богатого и разнообразного мира спорта: это футбольные мотивы в нарядах Comme des Garçons и бейсбольный мяч Paco Rabanne. На моду влияют и спортсмены, как Серена Уильямс и Андре Агасси, носившие смелые наряды на теннисном корте, и Сурья Бонали, надевавшая наряды Сhristian Lacroix на соревнования по фигурному катанию. Отражены и коллаборации брендов спортивной одежды и модельеров. В 2003 году Adidas и Йоджи Ямамото выпустили коллекцию Y-3, а вслед за ней последовали другие: Lacoste и Freaky Debbie, Gucci и Adidas, Balmain и Puma. Также кураторы привлекают внимание к тому, как зрители на трибунах используют свою одежду, чтобы создать определенный имидж на спортивном мероприятии. Эта практика сильно изменилась — от элегантных платьев, которые женщины носили на скачках в 1900 году, до футболок болельщиков футбольной команды RC-Lens.
Выставка организована в хронологическом порядке, в ней несколько тематических разделов. В круглом зале — Древний мир, когда спорт ассоциировался с наготой. Рыцарские турниры иллюстрируют Средневековье, а игра jeu de paume (старинная игра c мячом, прообраз тенниса, в которой мяч перебивался через сетку или веревку) представляет период Нового времени. И если средневековые иллюстрации показывают, что одежда помогала идентифицировать рыцаря или компанию, то jeu de paume подчеркивает ощущение комфорта и элегантности во время игры — и демонстрируют, что белая одежда, которая до сих пор ассоциируется с теннисом, укоренена в истории.
Одежда для благородных физических упражнений — стрельбы, конной езды — веками создавалась только для аристократов. А массовые занятия спортом начались только в начале XIX века — гигиенисты пропагандировали пользу физической активности для здоровья. В этом контексте рассматривается развитие гимнастики и командные виды спорта, повлекшие появление футболок и одежды для регби. Шерстяные майки конца XIX и начала XX веков выставлены рядом с первыми футбольными бутсами с шипами и бутсами для легкой атлетики. В женской спортивной одежде основное внимание уделялось элегантным платьям для тенниса, гольфа и крокета. Индивидуальный спорт, который предпочитали высшие классы, предоставлял возможность выделиться в обществе — езда на велосипеде стала популярной, и шаровары, которые носили велосипедистки, позволяют предположить, что это способствовало эмансипации женщин.
В межвоенные годы, решающие для отношений между модой и спортом, появилась одежда, специально предназначенная для активного отдыха, в том числе классическая рубашка-поло Lacoste. Дизайнеры начали создавать комфортную и элегантную одежду, черпая вдохновение из мира спорта. Отношение к купанию и плаванию помогло сформировать современное отношение к одежде. Выставка знакомит и с купальными костюмами 1930-х годов, и с первыми бикини 1940-х годов, и с современными инновациями вроде боди Speedo, которое в 2008 году сочли своего рода формой «технологического допинга» после того, как его владельцы побили ряд рекордов.
Выставка исследует и зимние виды спорта (альпинизм, катание на коньках, лыжах), которые стимулировали технические инновации и сделали брюки приемлемой одеждой для женщин. От свитеров Hermès 1930-х годов до лыжных костюмов, которые носили лыжные инструкторы Club Med в 1980-х годах, — это новый мир моды. Серфинг и скейтбординг, важные для контркультуры второй половины XX века, также занимают почетное место. Оба были связаны с определенными стилями одежды, которые индустрия роскошной моды быстро подхватила, о чем свидетельствует костюм для серфинга от кутюр.
Настоящий бум спортивной одежды пришелся на 1980-е и 1990-е годы, когда бодибилдинг и аэробика сформировали новые идеалы физической красоты. Спортивные костюмы, изначально предназначенные для тренирующихся спортсменов, стали основой городского гардероба, особенно под влиянием движения хип-хоп и Сони Рикель. В этот период «теннисные туфли» также стали называть «кроссовками»: от знаковых кроссовок Стэна Смита до новейших предметов коллекционирования. Рене Лакост шутил: «Недостаточно играть и побеждать. Стиль также имеет значение». Выставка напоминает, что мода и спорт — не отдельные миры, а взаимосвязанные силы, формирующие повседневную жизнь.
«Мода и спорт, с одного подиума на другой» (Mode et sport, d’un podium à l’autre), Музей декоративного искусства, Париж, до 7 апреля 2024.