erid: 4CQwVszH9pUmKdA5d5A
история ковров
Наш мир одержим новизной. Последняя модель телефона, автомобиля или стиральной машинки по определению лучше чем та, что вышла год назад. Но есть и вечные ценности. Одна из них — ковер. Человечество занимается ковроткачеством сотни лет. Почти не меняясь технологически, это древнее ремесло переизобретало себя на каждом следующем витке истории, оставаясь актуальным в любые времена. Хотя можно сказать проще: люди любят ковры и всегда находят им место в своем доме — будь то королевский замок, шатер кочевника или современная квартира.
века
век
века
века до нашей эры
В поисках истоков ковроткачества отправляемся в Древний Египет. Там, в некрополе Бени-Хасан на восточном берегу Нила, археологи обнаружили фреску X века до нашей эры, на которой изображены две девушки за ткацким станком.
А в гробнице фараона Тутмоса IV, жившего в XIV столетии до нашей эры, нашлась льняная пелена с изображением скарабеев и лотосов в технике шпалерного ткачества. Впрочем, это еще не настоящие ковры, а только присказка к истории ковроткачества.
В поисках истоков ковроткачества отправляемся в Древний Египет.
век до нашей эры
Кто и когда впервые стал делать ковры в привычном нам понимании, неизвестно. Но мы точно знаем, что к V веку до нашей эры люди уже занимались этим ремеслом. В 1949 году во время раскопок на Алтае археологи нашли шерстяной узелковый ковер, созданный в железном веке представителями пазырыкской культуры. Она и дала название этому артефакту. Сейчас Пазырыкский ковер выставлен в Эрмитаже. Он до сих пор сохранил яркость красок, а его рисунок наполнен сложным символизмом (грифоны олицетворяют необузданную силу, олени — благородство, а всадники, движущиеся против часовой стрелки — особое предназначение и визионерство).
Кстати, если хочется прикоснуться к истории ковроткачества не фигурально, а вполне конкретно, то американская компания Woven Legends делает копии Пазырыкского ковра. Дизайн, придуманный давно ушедшей культурой сотни лет назад, выглядит актуально и в современных домах.
Представители пазырыкской культуры были кочевниками, и именно кочевые народы стали первыми производителями и ценителями ковров — для них это был предмет первой необходимости, заменявший собой и пол, и постель, и диван, а порой и стены жилища.
В 1949 году во время раскопок на Алтае археологи нашли шерстяной узелковый ковер, созданный в железном веке представителями пазырыкской культуры.
века
Со временем многие кочевые народы стали жить оседло, но любовь к коврам сохранили — вместе с обыкновением сидеть на полу. К XV веку сложилось несколько центров ковроткачества, каждый со своими особенностями и традициями: Турция, Тибет, Непал, Индия.
Однако ни одна из этих стран не могла сравниться с Персией — лучшие ковры делали именно там. Ислам запрещает изображение людей и животных, поэтому персидские мастера покрывали свои ковры филигранными растительными узорами, символизирующими образ рая.
Добавьте к этом высочайшую плотность плетения и невероятную красочность, и станет понятно, почему персидские (а теперь иранские) ковры ценятся так высоко.
В наши дни традиционные восточные ковры часто встречаются в респектабельных классических интерьерах, но дизайнеры порой любят подчеркнуть контрасты — сложная ручная работа интересно смотрится и в современной обстановке.
К XV веку сложилось несколько центров ковроткачества, каждый со своими особенностями и традициями: Турция, Тибет, Непал, Индия.
век
Многие годы богатые европейцы покупали ковры на Востоке, а современные им художники фиксировали это увлечение в своих работах. Ковры нередко фигурируют на религиозных полотнах эпохи Возрождения, но самое интересное — это бытовые сцены в исполнении голландских живописцев. Судя по их картинам, в XVI-XVII веках в Европе ковры часто клали на стол вместо скатерти (прием, который используют и современные декораторы, когда хотят сделать сервировку роскошной и одновременно с этим экстравагантной).
Восточные ковры стоили дорого, французский двор тратил на них много денег, и Генрих IV решил сэкономить — под его руководством в галереях Лувра запустили производство европейских ковров. Особых успехов в этом деле добился бывший мастер книжной миниатюры Пьер Дюпон, который вскоре купил для производства ковров отдельное помещение — бывшую мыловарню, по-французски Savonnerie. В результате и сама мануфактура Дюпона, и выпускаемые там ковры вошли в историю под названием Савонери.
Поначалу французы копировали восточные изделия, но, поскольку над ними не довлели запреты ислама, они довольно быстро пустили в дело собственные рисунки. На коврах стали появляться реалистичные цветочные узоры, медальоны и сцены из античной мифологии. Расцвет Савонери случился при Людовике XIV — он заказал мануфактуре ковры для Лувра, а рисунки для них создавал художник и теоретик «большого стиля» Шарль Лебрен. Он же занимался и оформлением интерьеров для замков Короля Солнце. Именно при Людовике впервые возникла идея, что ковер должен создаваться (или как минимум подбираться) специально под интерьер, быть частью общей концепции, а не самодостаточным «довеском» к обстановке.
Восточные ковры стоили дорого, французский двор тратил на них много денег, и Генрих IV решил сэкономить — под его руководством в галереях Лувра запустили производство европейских ковров.
конец
века
Европейцев не оставляла мысль о том, как сделать ковры доступнее. В конце XIX века это особенно актуально: в результате промышленной революции население городов растет, зажиточных людей становится больше, средний класс подражает высшему и тоже хочет жить красиво.
В 1883 году англо-швейцарская компания Ziegler&Co наладила производство ковров ручной работы в Султанабаде, а чтобы удешевить процесс, слегка уменьшила плотность плетения — из-за этого традиционный орнамент стал крупнее. Цветовая палитра тоже изменилась — в ней преобладали теплые древесные оттенки, которые хорошо вписывались в викторианские интерьеры.
Но это было только начало. Художник и крестный отец движения «Искусства и ремесел» Уильям Моррис предложил принципиально новые паттерны для ковров — плотные цветочные орнаменты, которые выглядели очень естественно, но при этом были продуманы с почти ювелирной скрупулезностью.
Сторонники «Искусства и ремесел» считали себя оппозицией викторианскому стилю, который казался им слишком буржуазным. Время часто примиряет былых врагов — сейчас ковры Ziegler&Co и изделия Морисса одинаково воспринимаются как элемент английского стиля и в равной мере пользуются популярностью у его поклонников.
Европейцев не оставляла мысль о том, как сделать ковры доступнее.
век
С началом нового столетия история сильно ускорилась. Революции, войны, технический прогресс — все это повлияло на вкусы и образ жизни людей. Промышленное производство окончательно победило ручной труд, но к счастью, искусство ковроткачества никуда не делось. Наоборот, стало впитывать в себя новые эстетические веяния.
Под влиянием идей модернистов становятся популярны ковры с абстрактными и геометрическими орнаментами. Если большую часть истории узор для ковра придумывал сам ремесленник, то теперь этим занялись художники и дизайнеры. И они же нередко сами вставали к ковроткацкому станку — тут можно вспомнить студенток школы Баухаус.
Ряд текстильных мастерских, где, в том числе, занимались ковроткачеством, существовал в середине прошлого века в Швеции. В Праге работал текстильный дизайнер Антонин Кибал. Рисунки для ковров разрабатывал художник Александр Колдер, — часть его работ выпускала французская мануфактура Обюссон, еще одно детище Людовика XIV. Кстати, рисунки на коврах Колдера напоминают детали подвесных скульптур-мобилей, благодаря которым он и прославился.
Но надо признать, что для традиционного ковроткачества ХХ век был не самым удачным — потребовалось время, чтобы древнее ремесло и современный дизайн смогли притереться друг к другу. Плодотворный симбиоз возник ближе к концу столетия.
Промышленное производство окончательно победило ручной труд, но к счастью, искусство ковроткачества никуда не делось.
век
На протяжении многих веков диктат стилей был безусловным, они сменяли друг друга в строгом порядке: вслед за эпохой Возрождения настало время барокко, за ар-нуво пришло ар-деко и так далее. В моде, даже на нашей памяти, длина мини регулярно чередовалась с длиной макси — и все следовали преходящим тенденциям. Но в XXI все изменилось, высшая ценность наших дней — самовыражение, поэтому вместо какого-то одного господствующего стиля нам доступна целая россыпь трендов. В одном и том же многоквартирном доме запросто могут существовать самые разные интерьеры — от классики и кантри до минимализма и мидсенчури. И в каждом, если это хорошие интерьеры, будет лежать подходящий по стилю ковер.
Производители подстегивают интерес к ковроткачеству. На рубеже веков появилось немало брендов, которые стараются вдохнуть в это ремесло новую жизнь: приглашают к разработке ковров модельеров и предметных дизайнеров с мировым именем, экспериментируют с традиционными узорами — состаривают, размывают, укрупняют, а также придумывают совершенно новые сюжеты и формы — если раньше ковры были по большей части прямоугольными или круглыми, то теперь появились модели сложных неправильных форм. А на волне минимализма в моду вошли однотонные модели — в них акцент делается на качество нити и плотность плетения.
Ремесленники от таких новшеств тоже не в убытке. Если в прошлом ковры производили в Европе, чтобы сделать их дешевле, то сейчас это хороший способ повысить цены — для всего остального есть фабрики и мастерские в традиционных «ковровых» регионах. Да и тягаться с восточными мастерами по части качества ручной работы европейцам сложно.
Одним словом, выбор ковров сейчас широк как никогда — например, в каталоге Art de Vivre собрано больше трех тысяч моделей ручной работы. А если вдруг ничего подходящего там не найдется, у Art de Vivre есть «Ателье ковров», где можно сделать ковер на заказ. Обращайтесь!
Но в XXI все изменилось, высшая ценность наших дней — самовыражение, поэтому вместо какого-то одного господствующего стиля нам доступна целая россыпь трендов.
РЕКЛАМА | https://kover.ru/