Лондонская галерея FUMI подготовила персональную выставку британского дизайнера Макса Лэмба Box. Все представленные объекты сделаны из бывшего в употреблении упаковочного картона.
По теме: Материалист и неутомимый практик Макс Лэмб
У дизайнера необычный подход к проектированию: он никогда не придумывает просто стул или кресло. Его путь к созданию предмета всегда строится на процессе или исходит из материала. То он, стараясь использовать все кусочки ствола дерева, сооружает из них стул, то высверливает из бетонного пола своей студии столбики, которые затем преобразует в основания для журнальных столиков, то, лихо обстругивая пенопласт и затем покрывая его экзоскелетом разноцветных эмалей, создает обеденные гарнитуры, стеллажи и скамейки.
На этот раз Лэмб поставил перед собой задачу превратить картонную упаковку, скопившуюся в его студии, в серию утилитарных предметов. Всего получилось 34 уникальных объекта: стулья, столы, столики, табуреты. Как и в случае с бросовым пенопластом, когда нет задачи осторожничать с материалом в силу его дешевизны, дизайнер дает себе полную свободу и позволяет себе экспериментировать с формообразованием без каких-либо ограничений. И это придает каждому объекту очарование эскизной графики, они получаются ненадуманными, словно стремятся порвать с архетипичными формами обыкновенных столов и стульев и превратиться в функциональные скульптуры.
Картон вырезается или рвется на мелкие кусочки, слой наслаивается на слой, а в качестве соединительной субстанции дизайнер использует клей на основе пшеничной муки. По сути, это клейстер, абсолютно экологически безопасный и нетоксичный. Различные оттенки бывших коробок, от коричневого до светло-бежевого, создают живописную поверхность, похожую на лоскутное одеяло. Чтобы добиться большего эффекта, некоторые объекты окрашиваются льняным маслом или темперными красками с примесью оксидов.
«Некоторые коробки можно было переосмыслить как мебель, просто сложив или соединив две или более вместе, — говорит дизайнер. — Другие же требовали более серьезных манипуляций, чтобы улучшить их структуру, изменить пропорции или форму путем нарезки, сгибания, скручивания или кроссламинирования, главная цель — минимизация отходов. Образовавшиеся обрезки замачивались в ведре, превращаясь в папье-маше, которое использовалось для финальной отделки. Пористость бумаги и растворимость клея делают материал очень эластичным при замачивании в воде, он становится достаточно гибким, и ему можно придавать сложные формы».
А относительно выбора материала для клея дизайнер рассказывает, что остановился на пшеничной муке, потому что сваренный на ее основе клейстер обеспечивает превосходную совместимость с пористой бумагой. Кроме того, пшеница — это культура, которую выращивают в Великобритании, мука легко доступна, и ее очень быстро можно превратить в клей. «Это могла бы быть мука, сделанная из пшеницы, которую выращивает мой дед на своей ферме в Йоркшире», — говорит дизайнер.
• BOX by Max Lamb, Gallery FUMI, Лондон. До 18 ноября 2023.