Мебель и объекты в бруталистской эстетике, вдохновленной архитектурным движением 1950-х годов, возвращаются в интерьеры. Излюбленные бруталистами приемы выглядят в актуальном интерьере превосходно: простые геометрические и массивные формы, преобладание оставленного необработанного бетона, а также стекла, сталь и камня.
По теме: Самюэль Росс: бетон и мед
Этот интерес связывают с повышенным вниманием к материалам, которые находятся в центре творческих и конструктивных процессов, их разумным и экономным использованием. Целых три десятилетия — с 50-х по 70-е годы — брутализм был одним из ведущих движений. За его формами скрывались идеи доступной и социальной архитектуры «без прикрас». Он стал существенной частью послевоенной реконструкции городов. Мис ван дер Роэ и Ле Корбюзье в архитектуре, Пол Эванс в мебели исследовали материалы в их целостности и функциональности. Их интересовала скромность пространства, и бетон с металлом подходили лучше всего.
В необрутализме, помимо бетона, дизайнеры добавляют и другие материалы, сходные с ним по фактуре, простоте и аутентичности. Камень, а также мрамор с прожилками разнообразных оттенков оживляют творения. Однако изготовленные из драгоценных пород современные вещи, вдохновленные брутализмом, сохраняют первоначальный дух архитектурного движения. Они привносят ощущение безыскусности, отказа от украшательства и лишних деталей.
Когда брутализм возник, была вера в чистоту структуры и истинность материалов, с которыми себя идентифицировали архитекторы. Сейчас с помощью массивных объемов в обстановке создаются подобия примитивного пейзажа, формы которого словно высечены в камне. Девиз «меньше — значит больше» вновь стал руководством для декораторов. Массивная и лаконичная мебель, напоминающая неолитические постройки, акцентирует внимание на главном — своей функции.
Современные декораторы ясно дают понять, что их работа не является точной копией движения 1950-х годов и не имеет какой-либо политической программы. Скорее это современная интерпретация первоначального идеала движения, воплощение того духа времени, когда расцвел брутализм, — устремленность в будущее и коллективный оптимизм относительно того, как оно может выглядеть.
Дизайнеры отдают дань уважения брутализму и опираются на его достижения — необрутализм сохраняет баланс между очевидностью формы и изысканностью. Они усвоили уроки Ле Корбюзье, утверждавшего: «Пусть суровый бетон покажет, что под ним скрываются прекрасные чувства».