Парижский дебют Design Miami/, глобального форума коллекционного дизайна, состоялся в L’hôtel de Maisons, знаменитом бывшем особняке Карла Лагерфельда. В культурном центре собрались 27 ведущих международных галерей. Построенный в 1704 году и принадлежавший семье Поццо ди Борго на протяжении 174 лет грандиозный дворец был недавно отреставрирован — в его интерьерах выставили лучшие галерейные собрания. Изучаем подробности знакового события в знаковом месте.
По теме: Met Gala 2023: оммаж Карлу Лагерфельду
Сопоставление великолепного исторического здания в Сен-Жермен-де-Пре, где Лагерфельд долгие годы арендовал первый этаж, с драгоценными объектами оказалось ошеломляющим. Внутри особняка залы в стиле рококо сменяют друг друга — паркетные полы, хрустальные люстры и потолки с фресками. В центральном фойе с мраморным полом и широкой железной лестницей поместили единственный скульптурный стул, отлитый из керамических сегментов современным дизайнером из Эйндховена Рино Классенсом. Этот контраст в начале экспозиции задал тон всему шоу — и подчеркнул роль Парижа как столицы коллекционного дизайна, а также силу декоративного искусства Франции.
Расширение ярмарки в Париже оказалось естественным дополнением с момента ее запуска в Базеле в 2006 году, поскольку, как утверждают организаторы, здесь базируется огромное число ее постоянных участников — как галеристов, так и коллекционеров. Год назад ярмарку собирались запустить на площади Согласия, однако этот план по ряду причин не удался.
Джен Робертс, генеральный директор Design Miami с 2015 года, признается, что выбор нынешнего места для нее был похож на исполнение мечты, поскольку в юности она изучала декоративное искусство и архитектуру XVIII века. И когда у нее появилась возможность устроить выставку именно в L’hôtel de Maisons, она ни минуты не сомневалась. Это действительно была редкая возможность, поскольку обустроенный Лагерфельдом особняк был продан потомками Поццо ди Борго только в 2010 году, и до этого попасть сюда было непросто.
Теперь в парадном зале, где Лагерфельд устраивал огромные званые обеды, представили работы, балансирующие между историческим и современным дизайном, в том числе творения французского интерьерного дизайнера XX века Жана Ройера, Шарлотты Перриан, швейцарского скульптора Диего Джакометти (Galerie Jacques Lacoste), а по соседству — новые скульптурные диваны лондонца Макса Лэмба. Всего 18 залов, при этом больше половины галерей этого выпуска — парижские.
Парижская галерея Ketabi Bourdet Design воссоздала атмосферу курительной комнаты 1980-х годов в минималистских декорациях от Филиппа Старка, Паоло Паллукко и Мирей Ривье (кресло Barba d’Argento), Рональда Сесила Спортеса, Жана-Мишеля Вильмотта (консоль Washington), Рей Кавакубо, Кристиана Дюка, а также дуэта Garouste & Bonetti. Сценографию выстроили с помощью черного цвета, металла и геометрических линий — галеристы таким образом подчеркнули, что постмодернистская мебель прекрасно уживается с классической архитектурой и богатым декором.
Лондонская галерея Sarah Myerscough задумала отдельно стоящие «острова» из керамических объектов, деревянных скульптур и мебели, расположенные на различных слоях натурального материала. Среди них — деревянный стул, на создание которого плотник-ботаник Фулл Гроун потратил 15 лет, доказывая, что «медленный» дизайн оказывается в разряде современных чудес. Структурные опоры предмета проращивались при помощи специальных рам. Этот стул был объявлен лучшим экспонатом по версии организаторов ярмарки.
Шоу также обозначило важное сотрудничество Design Miami с агентством Mobilier National, которое обеспечивает сохранение, реставрацию и продвижение французского декоративного искусства. В рамках стенда показали письменный стол, спроектированный Пьером Поленом в 1983 году для президентского кабинета Франсуа Миттерана.
Ярмарка захватила и парк перед дворцом — здесь разместили кураторские экспозиции классики XX века. Можно было увидеть знаменитый деревянный префаб от Жана Пруве (галерея Patrick Seguin), величественно возвышавшийся на фоне высоких деревьев. Поодаль выставили бронзовую скульптуру Уэнделла Касла (Friedman Benda), которая перекликалась с шедеврами в соседнем саду музея Родена, а рядом — «кресло Пруста» по дизайну Алессандро Мендини (Galerie Kreo).
Одно из завоеваний нынешней ярмарки — не просто объединение коллекционеров, охотящихся за произведениями искусства, и тех, кто заинтересован в высококачественном дизайне. Шоу подняло и престиж коллекционного сектора, и цены на него. Так, в этом году в Galerie Mitterrand произведения Лаланнов продавались за суммы, приближенные к 2 миллионам фунтов стерлингов, что было невозможно представить 10 лет назад.
«Париж — чрезвычайно важное место встречи мира дизайна прошлого и настоящего. Поскольку дизайн продолжает повсеместно присутствовать в инновациях и искусстве, мы увидим, как сегодняшний вклад формирует новую историю», — отметила Джен Робертс.