Миланский филиал Fondazione Prada представил масштабную выставку «Paraventi: ширмы с XVII по XXI век». Шоу исследует историю и семантику этих объектов. Его куратором стал Николас Куллинан, директор лондонской Национальной портретной галереи. Специально для выставки японское архитектурное бюро SANAA создало сценографию, тонко раскрывающую связь между Востоком и Западом.
По теме: Миучча Прада: 5 междисциплинарных триумфов
Складные ширмы олицетворяют пограничность и идею нахождения на пороге двух состояний в прямом и метафорическом смысле. Они преодолевают барьеры между различными дисциплинами, культурами и мирами. Куратор с помощью этих объектов, собранных из музеев и галерей со всего мира, рассматривает процессы гибридизации между различными формами и функциями искусства, сотрудничество между дизайнерами и художниками.
Живопись или скульптура? Искусство или мебель? Утилитарный объект или декоративный? Функциональный, архитектурный или театральный? Николас Куллинан с помощью этой инновационной выставки задает множество вопросов и указывает на парадоксы, связанные с многовековой историей паравентов. Для него история ширмы — это история культурной миграции с Востока на Запад и наблюдение за тем, что скрыто и открыто. «В процессе трансформации разрушаются жесткие различия и иерархии между дисциплинами искусства, архитектуры, декора и дизайна», — утверждает он.
Выставочный сет-дизайн, созданный для здания Podium Кадзуё Сэдзимой и Рюэ Нисидзавой, объединяет семьдесят складных ширм, в том числе ценные исторические предметы и новейшие работы, предоставленные международными музеями и частными коллекциями. Также здесь показывают специально заказанные для этого проекта произведения около двадцати международных художников. В общем списке и арт-знаменитости (Марлен Дюма, Дэвид Хокни, Ив Кляйн, Рене Магритт, Люк Тюйманс, Сай Твомбли), и классики дизайна (Алвар Аалто, Элизабет Берден и Уильям Моррис, Чарльз и Рэй Имз, Пьер Жаннере, Ле Корбюзье, Жан Пруве), и молодые студии.
На первом этаже павильона изогнутые прозрачные перегородки из оргстекла чередуются с извилистыми шторами — они имитируют формы экспонируемых объектов. Это серия пространств с различной световой атмосферой — так для посетителей выделили тематические группы. Вместе с тем экспозиция выглядит единой за счет прозрачности перегородок. На верхнем этаже выставочное пространство представляет ширмы, расположенные в хронологическом порядке на фигурных пьедесталах. Этот способ экспонирования подчеркивает типичную форму паравентов.