Голландская неделя дизайна (Dutch Design Week) 2023, которая традиционно проходит в конце октября, превращает Эйндховен в международный центр, наполненный инновационными идеями. Они, как уверены дизайнеры, необходимы для перехода к лучшему будущему.
По теме: Симоне Пост: текстиль, глиняная пряжа и экономика замкнутого цикла
Этот год отличался от предыдущих по структуре фестиваля. DDW23 представила десять программных линий, которые помогают найти лучшее сочетание участвующих дизайнеров и посетителей. Эти темы легли в основу маршрутов, встреч, туров и всех видов мероприятий во время недели дизайна — и было объявлено, что так будет происходить и в последующие три года. Подобная структура должна внести больше ясности в общую программу, чтобы посетители могли ориентироваться в огромном потоке событий. Фестиваль, который всегда стремился каталогизировать и представлять дизайн будущего и будущее дизайна, в этом году задался целью помочь дизайнерам и разнообразным посетителям с помощью различных «миссий» и «дизайнерских перспектив».
Среди миссий выделили следующие. Первая — это достижение равноправного общества с помощью (пере)проектирования системы, где в любых взаимодействиях важен и ценен каждый. Ключевыми факторами здесь являются безопасность, инклюзивность и связь. В центре города в музее Ван Аббе выставка «Пространство между нами — Кто или что определяет функцию объекта?» ставила под сомнение функцию дизайна и роль музея.
Вторая — укрепление нашего здоровья и благополучия. Проекты, структурно улучшающие качество нашей жизни — от еды до здравоохранения и личного благополучия, — способствуют самому ценному, что у нас есть: здоровью. В Albert van Abbehuis прошла выставка A Bite of Void, приглашающая посетителей поразмышлять о сложностях жизни и о том, как на самом деле может выглядеть «лучшее будущее».
Третья миссия Недели дизайна акцентирует внимание на цифровой реальности, будущее которой находится под влиянием дизайнеров, от виртуальных миров до искусственного интеллекта, от глобальных платформ до индивидуального опыта. В проекте Art Tech Fun AI Robots eGirls 50 художников будущего демонстрируют эксцентричное исследование (не)соответствия между людьми и технологиями.
Четвертая миссия занята проблемами создания среды обитания. Проектирование среды, мобильности и материалов, которые мы используем для их создания, неразрывно связано с формированием качества жизни. Компания Blank Fish представляет «зеленое» видение электромобилей и несуществующих заправочных станций, перепрофилированных под городские фермы.
Также участники фестиваля размышляют над обеспечением процветания планеты. Дизайн должен усиливать силу природы или, по крайней мере, не стоять на ее пути. Можно будет увидеть выставку Will Water Want, которая исследует «волю и голос реки Доммель» через серию объектов, взаимодействующих с потоком воды.
Raw Color — Multiply
В работе креативной многопрофильной студии Raw Color использование цвета занимает центральное место. Даниера тер Хаар и Кристоф Брах сотрудничают с Ikea, Adidas и Samsung и занимаются собственными проектами. Их практика принесла им премию Limburg Design Award. Проекты студии включены в коллекции музея Cooper Hewitt в Нью-Йорке и Музея Стеделик в Амстердаме. Их шоу Multiply во время Недели дизайна представляло собой подборку знаковых работ за последние пятнадцать лет. Это был настоящий опыт пространственного цвета и возможность получить представление о методе работы студии.
Icons Re/Outfitted
Устойчивое развитие, дизайн и мода объединились на выставке Icons Re/Outfitted. В ее рамках креативная студия The Visionary Lab попросила модельеров и художников — Нкво Онвуку, Ханну Брабон, Келли Конингс, Тима Деккерса, Софи Каньяр, Барбару Полдерман, Сармит Полакову и Нормана Монсанто — вдохнуть новую жизнь в бывшие в употреблении стулья дизайнерского бренда Vitra с помощью переработанного денима от Levi’s. Идея заключалась в том, чтобы показывать, как можно продлить срок службы текстиля творческими способами.
TIMELESSTIME by MAISON the FAUX
Художники и дизайнеры Тесса де Бур и Йорис Сук из студии MAISON the FAUX исследуют симуляцию, сконструированное и все фальшивое. Их новый проект TIMELESSTIME — это крупнейший проект, в которой сценография, мода, визуальное искусство, перформанс, цифровая культура и хореография объединены в инсталляции из пяти сцен. Каждая из них создана с пониманием того, что мы все равно исчезнем. Однако дизайнеры пытаются с помощью различных медиа на мгновение остановить время, распад и позволить жизни обрести форму, прежде чем все начнется снова.
Design Academy Eindhoven Graduation Show
Одно из самых ярких событий Недели дизайна — выпускной показ Академии дизайна в Эйндховене. Ежегодная выставка дает студентам бакалавриата и магистратуры возможность представить свои дипломные проекты тысячам посетителей. Здесь вдохновляются инновационными идеями, которых так много, что на осмотр нужно закладывать несколько часов. Это одна из самых влиятельных выставок мира, где восхищаются работами новых талантов. Так, к примеру, одна из выпускниц, Джихон Че, рассматривает цифровые технологии не как инструмент или среду, а как стиль. В своем проекте When It Comes Out, который выглядит как сервиз, она призывает стереть границы между реалиями URL и IRL. Дизайнер задается вопросом, как могут выглядеть объекты, связанные с приемом пищи (то есть процесса, максимально далекого от цифровой сферы), если бы они имели цифровой стиль.
Piet Hein Eek
Как обычно, каждый год у Пита Хайна Ика множество новых объектов, которые восхищают. На этот раз он делает акцент на выставке «Аромат и память» дизайн-проекта Kaori to Kioku, элегантных и минималистичных объектах Маргрит Фулен и презентации новых версий Egg Lamp — светильниках Рубена де Хааса, сделанных из настоящей яичной скорлупы. Однако гораздо больше премьер (более чем 30 участников) оказалось в его собственной коллекции Piet Hein Eek.
Isola
Инициатива Isola привезла в Эйндховен передвижную выставку Nothing Happens if Nothing Happens, которая являлась частью мероприятия Something Bigger, проходившего в Schellens Fabriek, бывшем фабричном помещении в центре Эйндховена. Isola заняла экспозицию площадью более 400 кв. метров. В этой выставке приняли участие более 60 экспонентов из более чем 24 разных стран — они представили сотни изобретений, включая инновационные биоматериалы, продукцию замкнутого цикла и предметы коллекционного дизайна. Из объектов российских дизайнеров были представлены кресло Arm Данияра Удербекова и керамика Софии Карнукаевой. Еще один проект Isola — выставка Tools and Crafts, представившей более 20 экспонентов и более 35 продуктов. Ее фокус был сосредоточен на новом поколении ремесленников, которые органично объединили традиционный опыт с инновационными и экспериментальными методами для создания современных и коллекционных дизайнерских произведений.
Kiki & Joost Studio
Кики и Йост в своей мастерской представили выставку Perpetuum Mobile — это инсталляция напоминает живое дышащее существо. Она воплощает в себе суть вечного движения, захватывающую симфонию, где идеи текут и трансформируются, а творческая энергия продвигает их усилия вперед. Партнеры в жизни и дизайне, Кики ван Эйк и Йост ван Блейсвейк, в очередной раз исследовали цвет, свободу и игру.