Матье Леаннер, ставший дизайнером 2024 года по версии Maison& Objet, — настоящий универсал, чье творчество не знает границ. В его работах тесно переплетаются искусство, дизайн, наука и технологии. Он руководит собственным брендом и демонстрирует свободу дизайна во всех его направлениях.
По теме: Матье Леаннер и гостиная для тайных обществ
Символично, что в год своего 30-летнего юбилея выставка выбрала именно этого французского дизайнера. «30 лет назад, когда Maison&Objet открылся, я только начинал учиться дизайну. Еще до того, как я что-то разработал, попасть на выставку уже было моей целью. В юности я провел много лет, оттачивая свое мастерство, — и спустя много лет я добился именно того, чего хотел», — говорит Леаннер.
Леаннер снова доказывает, что французские дизайнеры легко создают культовые объекты. Его дизайнерский словарь максимально широк — силуэты вещей узнаваемы во всем мире. Коллекция мебели Ocean Memories передает рельеф волн и водных течений в мраморе, будто они застыли во времени. Кажется, что лампа S.M.O.K.E. заключает облако дыма в стеклянной безделушке, ее изогнутые линии — гимн ускользающей прозрачности. Люстра Deep Time словно проносится по воздуху, напоминая вспышку молнии, — Леаннер часто черпает вдохновение из мира науки и природы.
Дизайнер окружил себя учеными, инженерами и ремесленниками, чтобы усовершенствовать свои навыки. Тяга к исследованиям — то, что он обнаружил очень рано. Во время завершения учебы во Французском национальном институте перспективных исследований в области промышленного дизайна (Ecole Nationale Supérieure de Création Industrielle — ENSCI-Les Ateliers) его дипломная работа была посвящена терапевтическому дизайну — проекту, который сейчас используется в MOMA в Нью-Йорке. Несколько лет спустя он работал с профессором Гарварда Дэвидом Эдвардсом над созданием концепции Andrea — объекта, который использует живые растения для очистки воздуха, на основе испытаний, проведенных NASA.
Леаннер способен уравновесить мраморную столешницу весом в одну тонну несколькими стеклянными «пузырями». «Поначалу это была крайне сомнительная идея. Мне нужны были добрые феи, чтобы это произошло», — комментирует он. Он нашел мастера-стеклодела, который согласился помочь ему в исследованиях. Сейчас имя Леаннера не сходит с новостных полос: он только что открыл La Factory, дизайнерское бюро-мастерскую, в котором он проектирует, экспериментирует и собирает и все, что выходит под его брендом. Он разработал олимпийский факел для Олимпийских игр в Париже и скоро будет праздновать свое 50-летие.
Больше всего его интересует создание волшебства. «В мире, который переполнен объектами, все используемые материалы существуют с незапамятных времен. Мне нравится играть с ними, заставляя их выражать немного иное, к чему мы привыкли. Я хочу творить невероятное, но в реальном мире нужно иметь в запасе несколько маленьких хитростей, чтобы магия произошла».