Дизайн-критик Марина Ширская: коллекционный дизайн в доме Карла Лагерфельда
20 ноября 2023 г.
О событиях, громких продажах и красивых презентациях желанных объектов рассказывает дизайн-критик Марина Ширская, посетившая Design Miami/Paris в ПарижеПервая итерация ярмарки коллекционного дизайна Design Miami/Paris в парижском L’Hôtel des Maisons, особняке XVIIII века, бывшем доме Карла Лагерфельда и семьи Поццо ди Борго, прошла не просто с успехом. Выставка получила полное право считаться лучшей площадкой для презентации прежде всего европейского дизайна — не испорченного культурой, но и не лишенного меркантильности.
По теме: Дизайн-критик Марина Ширская: экологичные предметы на ярмарке Thema
Партнерство со швейцарским гигантом Art Basel, «большой машиной» по продаже очень дорогого современного искусства, позволяет дизайн-дилерам получать выгоду от богатой клиентуры, любящей картины, но иногда более неохотно путешествующей исключительно ради красивого кресла или вазы. Организаторы отмечают большую активностью коллекционеров не только французских, но и американских, которые в этом году были не слишком многочисленны в Базеле. Причем интерес был отмечен как в историческом, так и в современном сегментах рынка.
Напомним, что Design Miami/ — ярмарка-сателлит самой влиятельной международной выставочной инициативы по продаже современного искусства Art Basel. Она детище трех швейцарских галеристов — Эрнста Бейелера (Ernst Beyeler), Трудла Брукнера (Trudl Bruckner) и Балца Хилта (Balz Hilt). Осенью Ноа Горовиц был назначен генеральным директором Art Basel, сменив Марка Шпиглера, который принял решение покинуть MCH Group ради следующего этапа карьеры. В том же 2022 году организаторы Art Basel после исторического приобретения французской FIAC запустили Paris + par Art Basel. Планировалось, что одновременно будет показан и коллекционный дизайн. Но из-за волнений «желтых жилетов» парижские власти за три месяца до открытия отозвали разрешение на установку шатра на площади Конкорд. Design Miami/Paris перенесли на 2023 год, одновременно подыскав для проведения ярмарки более спокойное и респектабельное место, совершенно иное по духу, чем все эти бездушные «экспоцентры» в Базеле и Майами. Генеральный директор Design Miami Дженнифер Робертс понимает, что Париж снова оказался в эпицентре моды и дизайна. И что в Париже, как нигде в мире, ценят красивый адрес и провенанс.
L’Hôtel des Maisons (51 rue de l’Université) принадлежал нескольким поколениям семьи Поццо ди Борго с 1840 по 2010 год. Один из представителей этого семейства, Шарль-Андре Поццо ди Борго, служил российским посланником во Франции, получив эту должность в 1826 году от Николая I. А Филипп, один из потомков семейства, парализованный в результате аварии на параплане, стал прототипом персонажа знаменитого фильма «Неприкасаемые» (Untouchables) — аристократа Филиппа (в российском прокате фильм вышел под названием «1+1»).
В 2010 году этот красивый дом, в котором вы не сможете вбить гвоздь в стену, был продан Али Бонго, сыну президента Габона Омара Бонго, «самого богатого африканца», который бессменно правил страной более сорока лет. Суды по борьбе с коррупцией Франции до сих пор отслеживают роскошные активы недвижимости, принадлежащие его семье, скупавшей дорогие квартиры, особняки, виллы в столице и на Лазурном берегу. Однако великолепные интерьеры эта неприятная тема не затронула. Они по-прежнему способны подарить незабываемый ракурс и гламурный антураж всему современному.
В Design Miami/Paris приняли участие 27 международных галерей (у 16 из них Париж — место рождения), они представили обширную программу, охватывающую исторический и современный аспекты коллекционного дизайна: мебель, светильники и предметы декора XX и XXI веков — объекты, созданные на стыке современного дизайна, ремесла, изобразительного искусства и передовых технологий.
Все галереи продумывали сценографию своих стендов в прямом диалоге с барочным окружением. Надо признать, «сиротский» послевоенный модернизм, рукотворная керамика середины XX века или футуристичный космический дизайн 60-х выглядят безупречно в парадных залах, украшенных позолотой, с высокими потолками, двустворчатыми дверями, огромными окнами, пилястрами, витиеватой лепниной, зеркалами и каминами.
По традиции в самый первый день были объявлены лучшие из лучших. Награда Best of Show вручена галерее Lebreton (Монако) за презентацию, посвященную скульпторам-керамистам XX века: Рут Дакворт (Ruth Duckworth), Жану Девалю (Jean Derval) и Андре Бордери (André Borderie), а также Сюзан Рамие (Suzanne Ramié), которая работала в мастерских Мадуро и чьими находками в области формообразования пользовался Пикассо.
Лучшей исторической работой жюри сочло салонный гарнитур Polar bear в экспозиции Galerie Jacques Lacoste — диван, два кресла и два табурета для ног под название «Полярный медведь», обтянутые оригинальным ярко-красным бархатом и подписанные Жаном Ройером примерно в 1958 году. Однако соседствующая выставка тоже парижского дилера Филиппа Жусса (Jousse Entreprise) могла посоперничать с победителем если не силой имени автора, то как минимум презентацией с угловатыми и выразительными по геометрии ярко-синими креслами и диванами 1987 года Мартина Зекели.
Среди объектов современного дизайна был отмечен стул Long Stripe, 2021 года от Full Grown, представленный лондонской галереей Sarah Myerscough. Продукция Full Grown заметна сегодня на разных площадках — от музея Vitra на выставке, посвященной садам, до музея декоративного искусства Парижа или витрин флагманского магазина Louis Vuitton. Эти функциональные объекты созданы на границе между природой и искусством, наукой и садоводством, производством и дизайном: стулья в прямом смысле культивируются наподобие японских бансаев. Для того чтобы вырастить и сформировать крону и ствол дерева так, чтобы из них получился стул, может уйти от 4 до 8 лет. За экземпляр, представленный в Париже, просили 25 000 евро.
И наконец, званием The Best Design at Large была отмечена отлитая из бронзы скульптура Âne Attelé (grand) 1989 года Франсуа-Ксавье Лаланна — ослик, везущий тележку с цветочными корзинами-клумбами. Эту работу представила галерея Mitterrand (Париж). Ее стенд был полностью посвящен работам знаменитой пары Les Lalanne, бьющим рекорды продаж. Ослик в первый же день ушел более чем за 4 миллиона евро.
В Париже, в отличие от последней базельской ярмарки, был эффектно представлен раздел Design at Large, все объекты которого расположились в саду «отеля». Галерея Patrick Seguin (Париж) в очередной раз представила разборный дом 6×6 м, спроектированный Жаном Пруве в 1944 году и предназначенный для временного проживания тех, кто остался без крова после Второй мировой войны. Все детали префаба Пруве были задуманы так, чтобы его могли собрать три человека всего за один день. Галеристы подтвердили, что именно столько времени у них ушло на инсталляцию этого объекта, который также был продан в ходе ярмарки.
Вступая в диалог с этим историческим объектом, Ketabi Bourdet (Париж) представила разборную конструкцию архитектора Марка Лешелье (Marc Leschelier) под названием «Павильон X». В отличие от домика Жана Пруве работа Лешелье, как и многие другие объекты современного коллекционного дизайна, находится на стыке искусства и функциональности. Ее можно в равной степени считать скульптурой и концептуальным решением для современного быстрого строительства. Павильон построен из алюминиевых рам, обтянутых цементной тканью, смятой и затвердевшей под действием воды.
Здесь же в саду радовало глаз Poltrona di Proust — кресло итальянского маэстро Алессандро Мендини (Galerie Kreo) — и гигантских размеров керамическая чаша японца Такуро Куваты, которую привезла галерея Salon 94 Design, а также огромные горшки-цубо Казунори Хамана (галерея Pierre Marie Giraud).
Формат бутиковой ярмарки в интерьерах исторического особняка — опыт, который влечет за собой самые привлекательные варианты экспонирования. Так галерея Downtown François Laffanour и Thomas Fritsch — Artrium, оказавшись в одном зале, решили объединиться и создать совместную инсталляцию: диван Жана Ройера, стол Шарлотты Перриан, кресло Жана Пруве и светильник Сержа Муйя соседствовали с музейного качества керамикой Жоржа Жува (Georges Jouve), лампами Woman — результатом совместного творчества Сюзан Рамие и Пабло Пикассо, а также уникальной скульптурой Bird Андре Бродери, которые эффектно сочетались с исторической мебелью.
Карл Лагерфельд, чья квартира располагалась на втором этаже L’Hôtel des Maisons, был коллекционером и неоднократно приобретал в галерее Kreo у Дидье Кжентовски работы Марка Ньюсона и Константина Грчича. Поэтому, когда Кжентовски запланировал стенд с мраморным столиком Hymy Multicolored Хайме Айона, созданным в технике маркетри (34 000 евро), белым стеллажом Quobus 1,3,6 Monochromatic Марка Ньюсона (100 000 евро) и черной каменной вазой Ронана Буруллека, он делал это с мыслью о великом кутюрье, что позволило публике еще раз вспомнить знаковое для нашего времени имя.
Не иссякает интерес и к локальному неевропейскому модернизму в версии галереи Gokelaere & Robinson (Брюссель-Париж), которая специализируется на работах Хоакима Тенрейру (1906-1992), одного из основоположников бразильского модернизма. У этого художника был уникальный стиль, характеризующийся особой обработкой экзотического дерева, в его вещах сразу чувствуется качество и шик материала, поэтому у покупателя отпадают ненужные сомнения в стоимости предмета.
Вспоминая 60-е, можно отметить рост цен на вещи Пьера Полена. Когда Франсуа Миттеран заказал мебель для Елисейского дворца у молодого дизайнера, в том числе письменный стол и сине-розовое кресло, вряд ли он представлял, что этот скромный офисный гарнитур будет переиздан. Сегодня специально для Design Miami/Paris его выпустили ограниченным тиражом под брендом Paulin Paulin Paulin, которым управляет сын Пьера Бенджамин Полен, на волне невиданного посмертного спроса на вещи отца. Спроса, созданного не без усилий галереи Demisch Danant. С 2008 года она регулярно проводила мощные показы и развивала историю Пьера Полена в США.
Стенды галерей изобиловали предметами авторов, чье появление в Париже было дебютом. Например, уже упомянутая Salon94 Design (Нью-Йорк) привезла новые кресла и диван Макса Лэмба: складчатой поверхностью они перекликались с витиеватой лепниной зала. В очередной раз дизайнер все перевернул с ног на голову, залив в сшитые заранее (раньше, чем был сформирован каркас) серебряные чехлы затвердевающий пенопласт, что придало креслам и дивану необычную форму. Эту коллекцию он сопроводил консолями из пенопласта упаковочного, покрытого «экзоскелетом» из эмали серебристого цвета.
Почти все работы, привезенные нью-йоркской галереей Friedman Benda, тоже оказались в Париже впервые — среди них выделялся вырезанный из дуба столик Plot II из серии Assemblage британки Фэй Тугуд, консоль Anaesthesia II из бетона, подкрашенного куркумой, Сэмюэля Росса, а также стол Jaffe и торшер Philly Дэниеля Аршама. Также на стенде галереи была представлена новейшая работа Germinal Seat (2022) только что ушедшего от нас выдающегося итальянского архитектора Андреа Бранци, исследовавшего напряжение между случайностью и методичностью, ремесленным и индустриальным. Несмотря на то что рынок немедленно реагирует на подобные скорбные события поднятием цен, Friedman Benda приняла решение не менять ценовую политику — в результате кресло Germinal Seat было приобретено Центром Помпиду, который на сегодняшний день собрал самую важную в мире институциональную коллекцию произведений Андреа Бранци. В этом контексте хочется напомнить, что незадолго до ярмарки галерея объявила о планах открыть в начале 2024 года свое новое пространство (площадью 5000 кв. метров) в Маре, по соседству с Центром Помпиду.
Стоит отметить абсолютно взрывной красоты работы современного датского художника Торбьёрна Квасбё (Torbjørn Kvasbø), который солировал со своими невероятно динамичными, закручивающимися, как яркие разноцветные воронки вихря, монументальными скульптурами в одном из залов, где расположилась галерея Hostler Burrows (Нью-Йорк).
Конечно, Paris + par Art Basel и Design Miami/Paris всколыхнули город. Например, Fondation Louis Vuitton представил крупнейшую за двадцать лет выставку Марка Ротко. Некоторые локальные галереи, которые обычно входят в пул Design Miami, приурочили к ярмарке свои вернисажи. Так Carpenters презентовал коллекцию ваз Марчина Русака, созданных с использованием прозрачной искусственной смолы с запаянными в ее толщу высушенными цветами. И в дополнение к этим новым работам демонстрировала объекты бразильского модернизма Хоакима Тенерейру. А галерея Marie Wittergren звала на выставку фантазийных текстильных объектов Сигне Эмдал.
В свою очередь известный французский декоратор и дизайнер Индия Мадави пригласила к себе в галерею, находящуюся недалеко от L’Hôtel des Maisons, мексиканскую AGO Projects, сооснователем которой является бывший креативный директор ярмарки Design Miami Родман Примак. Выставка ¡Hola Paris! представляла работы дизайнеров, вдохновленных впечатлениями от посещения Мексики или работающих в сотрудничестве с мексиканскими артизаналами. Здесь, в частности, была керамика американских художников Тони Марша (Tony Marsh) и МунгДжин Ким (MyungJinKim), мозаичный столик Фабьена Капелло (Fabien Cappello), голубой диван с деревянным каркасом и бусинами мягких круглых подушек в качестве спинки Райана Белли (Ryan Belli) и светильники с основаниями из расписной керамики Моно Рохо (Mono Rojo).
Через дорогу от L’Hôtel des Maisons открылась еще одна ярмарка коллекционного дизайна под названием Thema. А целый пул галерей искусства и дизайна объединились в новый фестиваль Contributions. Так бельгийская галерея Maniera разместилась на площадке парижской галереи Desprez-Bréhéret, смешав предметы современного коллекционного дизайна Лукаса Гшвандтнера (Lukas Gschwandtner), Анне Холтроп (Anne Holtrop) и Стефана Барбье Буве (Stéphane Barbier Bouvet) с предметами, относящимися к середине прошлого века, от Шарлотты Перриан, Габриэллы Креспи и Жана Туре (Jean Touret) в рамках выставки Juxtaposition I.
Галерея Gosserez совместно с куратором Марианной Долло объединила работы четырех художников с целой группой дизайнеров, в частности с Лукасом Кобером (Lukas Cober), Дианой де Коргаль (Diane de Kergal) и Валентином Лельманом, в выставку Libres Courbes.
А художник и дизайнер Омер Арбель, создавший гирлянды из болтов, обмотанных медной проволокой, прошедших сложную химическую обработку, присоединился к скульптору Ричарду Айбару (Rich Aybar) с креслами и светильниками из полупрозрачной янтарно-желтой смолы и студии HAOS, представившей мебель из алюминиевого профиля. Их групповая выставка Antimatière расположилась на территории бывшего ночного клуба.
Если подытожить, в эти осенние дни в Париже было все, чтобы заинтересовать аудиторию международных коллекционеров. Лучшие вещи выставили все главные французские дилеры дизайна 40-60-х, такие как Жак Лакост, Филипп Жусс, Алин Шастель, а также издатели современного дизайна, такие как Дидье Кжентовски, и зарубежные галереи, некоторые из которых до сих пор мало известны во Франции, например, Moderne Gallery (Нью-Йорк) или Sarah Myerscough Gallery (Лондон). Хитами от Перриан, Пруве, Лаланн, Ройера и Жаннере на протяжении многих лет создается французский оттенок коллекционирования предмета. Однако, что больше интересует сегодня состоятельных покупателей, так это новое поколение парижских галерей дизайна, например, модные инициативы Desprez Breheret и Ketabi Burdet. Используя жесткий дизайн Филиппа Старка и Рей Кавакубо, они предвосхищают спрос на 90-е. Больше не ждите жизнерадостного «Мемфиса» — его сменяют минималистские вещи эпохи техно. Металл, полированный, грубый или черный, в отблесках неонового света будет украшать интерьеры в стиле нового «киберпанка». А как начнет развиваться этот тренд, мы посмотрим уже в июне в Базеле, на 18-й по счету ярмарке Design Miami/ Basel.