Нью-йоркская ярмарка Salon Art + Design в 2023 году проходит уже в 12-й раз. Место остается неизменным — это Park Avenue Armory, где собираются международные художники, дизайнеры, архитекторы и коллекционеры. Это ведущая выставка, объединяющая винтажный, современный и футуристический дизайн со всего мира.
По теме: Джилл Бокор: большинство хочет выставлять искусство дома, а не прятать его в компьютере
В этом году состав участников значительно расширился за счет новых экспонентов, многие из которых дебютировали на американском рынке. Впервые некоторые экспозиции выделены в специальную группу выставок, также впервые появилась секция ювелирных украшений. В первые дни были проданы знаковые вещи по дизайну Карла Спрингера и Карло Бугатти. Однако для американского рынка громкие продажи не редкость, да и арт-рынок, с которым у этой выставки с каждым годом все больше общего, шокирует куда большими суммами. Интрига нынешнего года была скорее сосредоточена вокруг самобытных работ из независимых галерей и тех отдельных курируемых экспозиций, число которых по сравнению с прошлыми годами возросло драматически.
При входе в Park Avenue Armory зрителей встречал объект дебютантов этого года — Cox London. Основатели галереи Никола и Кристофер Кокс показали скульптурную люстру Magnolia Grandiflora высотой более 3,5 метров — эта конструкция сделана из 3800 выкованных вручную и патинированных железных листьев и цветов. Люстру Magnolia Grandiflora делали мастера в течение нескольких месяцев специально для нынешнего Salon Art & Design.
Бразильская галерея Mercado Moderno, специализирующаяся на современном бразильском дизайне, дебютировала с подборкой мебели середины века. Хитом была чайная тележка Móveis Novo Rumo 1950-х годов, сделанная из фанеры, металла и шпонированного дерева в стиле позднего ар-деко.
Поражала драгоценная мебель ателье Achille Salvagni, чей офис находится всего в нескольких кварталах. Оно приняло участие в ярмарке в первый раз — за пять дней шоу здесь обычно встречают больше клиентов, чем за месяцы в собственной галерее.
Исполнительный директор Salon Art + Design Джилл Бокор подчеркивает: «Хочется, чтобы ярмарка дарила ощущение открытия — причем любому из нашей аудитории, где есть и опытные коллекционеры, и начинающие. Мы также стремимся к тому, чтобы ярмарка служила платформой для динамичных молодых галерей, демонстрирующих передовые проекты. И вместе с тем, здесь совершаются действительно выгодные сделки. Наша самая высокая цена окажется самой низкой ценой на некоторых ярмарках современного искусства».
Художник и скульптор Жой де Роан Шабо, работающий в том числе и для Dior Maison, на стенде галереи Chastel-Maréchal продемонстрировал серию новых произведений. Он работал с бронзой, чтобы запечатлеть природные мотивы: золотые цветы переплетаются в оформлении коктейльных столиков, а птицы украшают металлические листья ширмы.
Дуэт Draga & Aurel эксклюзивно для Todd Merrill Studio разработал капсульную коллекцию столов и тотемов FLARE, которая погружает в динамическую игру цвета и преломлений света. Объекты изготовлены из люцита, акрилового материала, тщательно обработанного вручную — они демонстрируют пример партнерства дизайнеров с лучшими ремесленниками Комо.
Todd Merill Studio выставил объекты Юнхвана Кима, южнокорейского художника, который за последние 5 лет в мире коллекционного дизайна стал узнаваем благодаря своей «Непреднамеренной» (Unintended) серии, куда входят шкафы, столы, ширмы, зеркала и освещение. Он начинал с небольших деревянных предметов ручной работы (сосуды, блюда), обладавших, по его выражению, «непредусмотренными» очертаниями. Он исследовал их потенциал, соединял и постепенно выработал методику создания больших абстрактных произведений, которые в конечном итоге превратились в его фирменную скульптурную мебель.
Стеклянная розовая люстра Натали Зиглер, выставленная во французской галереей Twenty First, — это исследование техники коллажа с помощью выдувного стекла. Дизайнер часто сотрудничает с мастерами старинного стекольного завода Verrerie de Saint-Just, преобразуя вековые методы обращения с материалом в актуальные формы.
На ярмарке в этом году впервые была представлена амстердамская галерея Mia Karlova Galerie. Шо Ота, известный своими многослойными скульптурами, представил скульптурный стол и консоль из тонированного бука. Он использует классические механизмы традиционной японской обработки дерева, позволяя текстуре каждого фрагмента материала определять окончательный вид его изделий. А дуэт художников-кочевников Юлии Батыровой и Марата Мухаметова в своих скульптурах, сочетающих бетон и фарфор, говорит о потере человеком гармонии с природой и тщетных попытках ее восстановления.
Нью-йоркский дизайнер Мэтью Фишер показывал натуралистическую трансформацию камня. Для него гораздо важнее исходные, органические свойства этого материала, которые он подчеркивает как бы «расплавленным» силуэтом. Новая коллекция Elegy — еще один шаг в этом направлении.
Дизайнерский дуэт DeMuro Das, который работает между Нью-Йорком и Индией, на своем стенде показал интерпретацию клубного стула LouLou, сочетающего сбалансированные пропорции и искусные детали. Его форма одновременно внушительна и миниатюрна, а глубокое сиденье и толстая изогнутая спинка делают стул удобным. Здесь же дизайнеры показали свое виртуозное использование древних индийских ремесленных традиций в сочетании с современным дизайном в новой серии приставных столиков Tempest: это мастерское сочетание инкрустированной каменной столешницы с применением техники маркетри и металлического литья.
В Galerie Philia представляли кураторский проект Gravity and Grace, созданный основателем галереи Игаэлем Аттали. Выставка вдохновлена цитатой из книги французского философа Симоны Вейль «Гравитация и грация»: «Красота — это гармония случая и добра». Проект исследует тему красоты и границы между органикой и геометрической формой. Среди экспонатов — табурет из оникса от австралийского дизайнера Генри Уилсона, журнальный столик из трех блоков от итальянского дизайнера Пьетро Франческини, консоль и двойное зеркало от мексиканского дизайнера Андреса Моннье, консоль итальянского дуэта Studiopepe и ониксовые монолиты от индийской дизайн-студии Paul Matter.
Художник Джеймс Де Вульф из Лос-Анджелеса представил серию Exoskeleton — столы из бронзы, латуни, стали, нержавеющей стали и железа. Дизайнер создает поверхности, вдохновленные природой. К примеру, стол Imperial Poker представляет собой интерпретацию игрового стола с цветочным узором, который обычно изготавливается из дерева и замши — в новой версии он выполнен в бронзе и ткани.
Среди хитов прошлого века всеобщим любимцем оказался журнальный столик Жана Ройера из Galerie Gabriel — его обожают коллекционеры и профессионалы, и его очень редко можно увидеть. Дизайнер говорил: «Когда у вас есть хорошо продуманный предмет мебели, форма и объем продолжают жить». Именно это и восхищает в проектах Ройера: эти предметы вне времени.