Glass Transfigurations — так называется выставка необычных функциональных объектов из стекла, подготовленная в лондонской галерее FUMI. В ней принимают участие художник и дизайнер Йохен Хольц (Jochen Holz) и студия 6:AM Glassworks, основанная Эдоардо Пандольфо и Франческо Палу.
По теме: Дизайн-критик Марина Ширская: экологичные предметы на ярмарке Thema
Йохен Хольц (р. 1970, Германия) входит в пул авторов мощной международной антрепризы Hauser& Wirth и неоднократно участвовал в ярмарках коллекционного дизайна Nomad Monaco и Design Miami/ Basel. На его счету проекты, выполненные для таких брендов, как Bottega Veneta и Browns.
Хольц — один из немногих, кто трансформирует трубки боросиликатного стекла, обычно находящие применение в научных и медицинских лабораториях. Для того чтобы придать трубкам замысловатую скульптурную форму, Йохен Хольц использует ламповую технику работы со стеклом. В этих случаях стекло нагревают газовой горелкой, после чего размягченные и податливые стержни или трубки можно изогнуть, растянуть, спаять между собой или, наложив на фактурную поверхность, получить зеркальный отпечаток. А если трубки достаточно большого диаметра, их можно раздувать и добавлять внутрь гелий или неон для придания скульптурным композициям цвета.
Таким образом Хольц вступает в дискуссию с выдающимся теоретиком культуры Вальтером Беньямином, который считал стекло «материалом без ауры». По мнению Хольца, этот материал обладает невероятными характеристиками, способен принимать разнообразные формы и за ним стоит интереснейшая история.
Создавая свою коллекцию La Belle et la Bête («Красавица и чудовище») — люстры, бра торшеры и настольные лампы, Хольц вдохновлялся одноименным фильмом Жана Кокто 1946 года, сюрреалистической экранизацией сказки XVIII века, написанной Жанной-Мари Лепренс де Бомон. Каждым объектом дизайнер стремится передать атмосферу заколдованного замка. Его светильники — словно волшебные слуги хозяина замка, симпатичные и дружелюбные персонажи, которые способны передвигаться, разговаривать, выражать богатый спектр эмоций — от трагических до комических.
В свою очередь скульптурные столики 1/1/1 миланской студии 6:AM Glassworks, выдуваемые маэстро Роберто Бельтрами на Мурано, также создаются довольно нестандартным способом и с использованием нестандартных материалов. Студия отказались от традиционных деревянных форм из массива груши, которые, несмотря на высокую термостойкость, все же довольно быстро выгорают. Для придания объектам образа, причем в каждом случае уникального, дизайнеры использовали скрепленные между собой куски металлолома и обломки кирпичей, обнаруженных вокруг стеклодувных печей.
Неидеальная, местами шероховатая, местами пористая поверхность стекла — это тоже не случайный брак, а намеренный жест. Она образуется в результате того, что еще не застывшее стекло посыпается мраморной крошкой различной фракции. Это прием, с помощью которого Эдоардо и Франческо пытаются привлечь внимание к проблеме, связанной с разработками каррарского мрамора. Помимо разрушения природных ландшафтов, при нарезке мрамора образуется огромное количество вредной мраморной пыли. Оседая на дне местных водоемов, она разрушает и без того хрупкие экосистемы.
Glass Transfigurations. Галерея FUMI, Лондон. С 29 ноября 2023 по 9 января 2024.