Дизайн-критик Марина Ширская: экологичные предметы на ярмарке Thema
19 ноября 2023 г.
О ярмарке коллекционного дизайна с экологической повесткой рассказывает дизайн-критик Марина ШирскаяОсенний сезон в Париже наполнен событиями, которые притягивают арт- и дизайн-лаверов. На фоне международной недели искусства и дизайна, уровень которой задали ярмарки Paris + par Art Basel и Design Miami, получили резонанс фестиваль Contributions, музейные и галерейные вернисажи, а также о своей первой итерации объявила Thema.
По теме: Design Miami Paris 2023: лучшие премьеры ярмарки
Эта новая ярмарка коллекционного дизайна и искусства определяет себя как первое тематическое шоу с экологической дизайн-повесткой: каждый объект здесь должен отвечать как минимум одной из семи ценностей. Среди них ответственное потребление и переработка, устойчивое развитие и создание объектов замкнутого цикла, использование чистых технологий и энергии, социальная справедливость и инклюзивность, а также инновации через исследования вместе с передачей знаний будущим поколениям.
Для дебюта ярмарка нашла несколько провокационную, но дальновидную и очень живописную локацию в L’Hôtel de Guise, буквально напротив L’Hôtel de Maisons, в котором проходила в те же дни Design Miami. Есть сведения, что пустующий сегодня L’Hôtel de Guise принадлежал Жермену-Луи Шовлену, маркизу де Гросбуа (1685–1762), французскому политику, министру юстиции при дворе Людовика XV. Куратор Мишаэль Адида (Michaël Hadida) не ошибся, сделав ставку на то, что тронутый патиной времени антураж — лестницы с коваными перилами, старинный паркет, фрагментарно сохранившиеся обои и окна в пол с выдувным стеклом — всегда воспринимается как безупречный фон для работ современников.
Основателя и главного куратора Thema зовут Мишаэль Адида (Michaël Hadida) — для этого парижанина в мире моды давно нет секретов. От L’éclaireur, легендарного концепт-стора, основанного его родителями еще в 1980-х, до выставки Tranoi, а теперь и Thema карьера этого деятельного профи всегда вращалась вокруг желания курировать и создавать уникальные вселенные. В 2020 году, убежденный, что мода, дизайн, архитектура и изобразительное искусство принадлежат к одной экосистеме, Адида открыл первый магазин устойчивой роскоши под названием Norm, пропагандируя новую нормальность с акцентом на «зеленые» коды потребления. «Norm — это место, где переработанные материалы повсюду. Стены из листового металла и картона окружают скульптуру из дерева и стеллажи, наполненные экологичными предметами. Для меня было важно, чтобы в обстановке и содержание, и форма говорили сами за себя», — рассказывает предприниматель.
Именно эти критерии выбора получили развитие в проекте Thema. Камертоном выставки стал развернувшийся на втором этаже, в самом большом зале, раздел Curated-by-piece — работы молодых, собранные куратором и архитектором Софи Дрие (Sophie Dries). Например, гигантские, выше человеческого роста скульптурные светильники Лео Орта (бывший дуэт OrtaMiklos), или зеркало Petra в светящейся биоморфной раме из спрессованного мраморного песка самой Софи, или Endless Tulipiere, гигантская колонна из поставленных друг на друга керамических ваз мультяшно- гипертрофированных форм Максвелла Мустардо (Maxwell Mustardo), или металлический комод Ganymede на высоких конусообразных ножках, отделанный тонкими стеблями соломки, — проект дизайн-студии Altin из Туниса. Здесь же можно было увидеть стул и табурет Wet Wool Калеба Энгстрома (Caleb Engstrom): дизайнер превратил задрапированную плавными складками мягкую шерстяную ткань в твердую и неподатливую оболочку, пропитав ее синтетическими смолами.
Новое определение роскоши завтрашнего дня искали и формулировали более тридцати дизайнеров. Среди галерейных презентаций прекрасно смотрелась Objective Gallery (Нью-Йорк / Шанхай). Работы, которые она привезла, казались призрачными и потусторонними на фоне руинированной красоты исторических интерьеров. Таинственно и тускло поблескивало отполированное отлитое из бронзы зеркало Beautiful People дизайнера из Бордо Уильяма Гийона (William Guillon), полуожившими казались стулья Шарлотты Кингснорт (Charlotte Kingsnorth), каркасы которых окутывала мягкая бесформенная лиловая обивка; растворяющейся в пространстве выглядела бронзовая консоль Больдизара Сентески (Boldizar Senteski), украшенная вытянутым овальным стеклом с размытым зеркальным напылением.
Третий этаж заняли три бельгийские антрепризы — Maison Jonckers, Atelier Lionel Jadot и Studio Arno Declercq. Девиз Лионеля Жадо — «Ничего не выбрасывайте, ремонтируйте и создавайте невозможное» — в полной мере выразился в объектах, среди которых были шезлонг Slumdog (2022) с вырезанными из камня китайскими собачками в его основании и кресло из спрессованного местами заржавленного листового железа, а также обеденный стол со стульями из металлической арматуры и рваных кусков асфальта.
Арно Деклерк демонстрировал свои лаконичные, немного массивные работы из дерева: столы, комоды и скамьи, посетовав, что для жилых комнат третьего этажа, где помещения поменьше и потолки пониже, чем в парадных залах второго, ему пришлось отказаться от привычного для себя масштаба. Что, однако, не сказалось на общем впечатлении монументальности и цельности. Maison Jonckers же привез целую серию отлитых из бронзы скульптурных столиков причудливой формы, консолей и декоративных металлических панелей.
Если об экологичности одних предметов можно было только догадываться, то содружество с природой у целого ряда других было очевидным. Например, родившаяся в семье пчеловода дизайнер Марлен Уиссу (Marlène Huissoud) представила ковер Swarm (в продолжение сотрудничества с итальянской компанией cc-tapis). Огромный «Червяк» изготовлен из пробки, дерева, пчелиной смолы и коконов тутового шелкопряда, а его форма напоминает постоянное движение насекомых.
«Я рад демонстрировать именно новый тип дизайна», — комментирует Мишаэль Адида. В период бурного роста e-commerce и кризиса в области здравоохранения этот неисправимый оптимист придерживается выбранного курса. «Ответственность — широкое понятие, охватывающее не только экологические проблемы, но также вопросы, связанные с занятостью и социальными отношениями. Вот почему мы выделили правила, которые составляют нашу ДНК. Мы надеемся, что однажды эти правила станут общей нормой».