В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» проходит выставка «На грани. Искусство гранения и гравировки стекла», посвященная истории промышленного стеклоделия в России. На экспозиции можно увидеть более 200 предметов, многие из которых покидают фондохранилище впервые.
По теме: Выставка Discordia Concors в галерее Design Café by Fifth Avenue
«На выставке мы представляем предметы XX века, созданные в техниках гранения и гравировки — пожалуй, главных способах работы со стеклом и хрусталем, которые используют художники, — говорит генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина. — Одним из участников выставки стал Гусевской хрустальный завод им. Акима Мальцова, продолжающий работать в наше время».
Выставка отражает непростую историю стекольного производства в России, начавшуюся, согласно археологическим находкам, еще в X–XII веках и полную взлетов и падений. Октябрьская революция и последовавшая за ней индустриализация, распад СССР, кризисы 1990-х и 2000-х не раз прерывали историю отечественного стекла. «Фактически история художественного стекла в России XX века — это история заново», — говорят кураторы выставки. Сегодня в России из самых дорогих стекольных производств, хрустальных, работает всего один завод — Гусевской хрустальный завод им. Акима Мальцова.
На примере развития искусства гранения и гравировки выставка рассказывает о становлении отечественного стеклоделия с послевоенных лет и до нынешнего времени, а также знакомит с современными тенденциями. Каждый зал — это истории производств и биографии художников. Первая часть выставки посвящена выдающимся именам. Например, здесь представлены блюдо «Ника» Адольфа Курилова, проработавшего в Гусь-Хрустальном почти сорок лет, и композиция «Песня о первом» Юрия Бякова, созданная на Ленинградском заводе художественного стекла. В отдельном зале демонстрируются произведения художников, работающих сегодня. Вторая половина выставки посвящена главным производственным центрам, ставшим со временем и центрами искусства.
Непростую задачу экспонирования стекла решила архитектор выставки Майя Фролова, которая спроектировала радиусные витрины со скругленными углами, а также многоточечную подсветку. Для каждого экспоната она была разработана индивидуально вместе с художниками по свету. Учитывались цвет, толщина, многослойность и состав стекла.
Кураторы выставки: главный хранитель музей-заповедника «Царицыно» Елена Карасева, заведующая научно-исследовательского отдела музея Александра Герасимова, хранитель музейных предметов Светлана Парчак. Архитектор: Майя Фролова. Художники по свету: Владислав Обласов, Мария Горохводацкая, Станислава Котляр (Poisson Spot).
• «На грани. Искусство гранения и гравировки стекла». Москва, музей-заповедник «Царицыно», Хлебный дом. До 25 августа 2024.