Тренд 2023/2024: фреска в современном интерьере
16 декабря 2023 г.
Старинная техника росписи остается актуальной благодаря свежему взгляду на нее современных декораторов и художниковФреска (от итальянского fresco — свежий) — разновидность монументального изобразительного искусства, одна из древнейших техник художественной росписи стен водяными красками по сырой штукатурке. Всплеск развития фресок приходится на Италию XIV–XVII веков, время расцвета таких мастеров, как Ченнино Ченнини, Рафаэль, Микеланджело, а позднее Вазари, Тинторетто, Лука Джордано и Тьеполо.
По теме: NeSpoon: кружевная фреска на фасаде музея
В Средневековье и эпоху Возрождения художники рисовали исключительно по сырой штукатурке. На работу требовалось около суток, иначе штукатурка высыхала. Старинная технология по-прежнему используется, но в целях экономии денег и времени многие заказчики выбирают альтернативные варианты. Штукатурку заменяют готовые составы, благодаря которым она дольше остается свежей и эластичной. Это облегчает работу художника, позволяя наносить рисунок без ограничения во времени.
Абстрактная и фигуративная живопись продолжает переосмысляться в работах дизайнеров и художников-фрескистов нового поколения. В основе их работы — желание создать уникальный проект, срифмовать пространство с внутренним миром заказчика, отразить идеи художника-иллюстратора в интерьере.
Французские дизайнеры и декораторы Лаура Гонсалес, Винсан Дарре, Эмиль Юмбер и Кристоф Пойе из дизайн-бюро Humbert & Poyet уже несколько лет работают над обновлением техники с новым поколением художников-фрескистов. Благодаря Александру Пулайону, Рафаэлю Шмитту и дуэта Остин Редфилд Тондини и Вайолет Даттнер природные сюжеты получают свежую интерпретацию. «Мы опираемся на историю искусства, великих мастеров, классическую живопись, чтобы проанализировать ее, деконструировать, — делятся Остин и Вайолет. — Мы много играем с изменением масштаба, нам всегда хотелось вывести картину из рамы, чтобы она окутала нас, чтобы мы чувствовали себя погруженными внутрь картины».
Ателье L’Etoile, основанное Матиасом Гайаге и Стефани Лэй, разрабатывает декоративные панели, в которых легко угадать отсылки к Азии и экспрессионизму. Они вернули в моду кинцуги — японскую технику реставрации керамики с помощью золотого порошка — и скальолу, технику имитации натурального камня, появившуюся в XVII веке. Помимо этих специалистов по декорированию, художники и иллюстраторы также нередко работают в технике фрески. Так, итальянец Роберто Русполи бесконечной линией, в стиле Жана Кокто, чертит фигуры ангелов и силуэты молодых людей на проектах дизайнера Фабрицио Казираги, а Матье Коссе пишет фреску для Пьера Йовановича и Тристан Ауэра. «Что мне нравится во фреске, так это взаимосвязь между обработкой поверхности и ее размерами в архитектуре, — отмечает Матье Коссе. — Во время рисования происходят изменения по сравнению с первоначальным проектом, например, при увеличении эскиза на стене, который я делаю от руки. Мне нравится спонтанность рисования, это похоже на медитацию».
Существуют и яркие представители мексиканского мурализма. Например, Абель Масиас — художник, муралист, иллюстратор и дизайнер. Прожив большую часть своей жизни в Нью-Йорке, Абель Масиас перенес свою студию в Лос-Анджелес. Переосмысливая часто используемые материалы и предметы, художник создает игривые интерьеры, сталкивая цвет и узор. Его иллюстрации и арт-объекты основаны не только на мексиканском народном искусстве, прослеживается также влияние уличного искусства и Пикассо. Абель Масиас расписывает холлы отеля Proper Hotel флорой и фауной из мексиканских сказок, интерьеры шоурумов в тематиках земного рая, скрытого пышным фруктовым садом, или абстрактными животными, создает принты с пустынными пейзажами и цветными кактусами для амстердамской марки одежды Scotch & Soda.
Микеланджело или позднее Эжен Делакруа стремились с помощью аллегорических декораций заставить зрителя отрешиться от физического окружения и воспеть божественное. Новое поколение продолжает создавать воображаемые пространства, но уже по-своему — выражая свой стиль, иллюстрируя интересы и идеи заказчика. Создание виральности образа и пространства, уникальность каждой эпохи и творческих идей никогда не потеряет своей актуальности, поэтому спрос на роспись интерьеров фреской в современном мире оправдан и будет продолжаться с развитием мира и технологий.