В парижском Музее декоративного искусства проходит одна из самых впечатляющих выставок года — ретроспектива голландского модельера Айрис ван Херпен Sculpting the Senses. Это знаковое шоу предлагает увидеть не только 100 самых впечатляющих в технологическом отношении предметов кутюрье, но и ее собственную коллекцию — от фрагментов окаменелостей до концептуальной «акватектуры».
По теме: Айрис ван Херпен о коллекции Sensory Seas
Айрис впервые начала экспериментировать с одеждой, напечатанной на 3D-принтере, в 2010 году. Позже она стала звездой в мире моды благодаря своим футуристическим вещам. «Для меня очень важным оказалось сотрудничество с архитекторами и учеными. Первым революционным объектом стало вращающееся носимое устройство, конструкция которого выполнена из полимера и эко-кожи. Мы разработали ее совместно с архитектором Дэниелом Вильдригом. Я начала не только черпать вдохновение в этих дисциплинах, но и работать с ними, и это действительно подняло моду на другой уровень», — говорит она.
Более десяти лет спустя кутюрье заняла нишу одного из самых дальновидных дизайнеров, работающих сегодня. Ее видение основано на передовых технологиях для изучения моды как междисциплинарного языка, неразрывно связанного с физикой, биологией, танцем и искусством.
Платья завораживают и как технологические достижения сами по себе, но сценография выставки также заслуживает отдельного рассказа. Посетителям предлагают совершить путешествие через кабинет раритетов, где чередуются древние артефакты и кристаллические решетки, блестящий деревянный шкаф Ферруччо Лавиани и выпуклые скульптуры из перьев работы Кейт МакГуайр. На персональной выставке можно увидеть все шедевры, в том числе сияющее научно-фантастическое платье, которое Граймс носила на Met Gala 2021 года. Зеркальные украшения из жидкого силикона были отлиты вручную и расположены в виде трехмерного «лазерного лабиринта» на обнаженном иллюзорном лифе, расплавленном на градиентно окрашенный шелк, плиссированный вручную. Ван Херпен потратила 900 часов на совершенствование этой конструкции.
Один из самых захватывающих моментов шоу — гиперреалистичная волновая инсталляция японского коллектива Mé, которая рассказывает об увлечении ван Херпен водой. Ее показ haute couture осенью 2024 года отсылал к водной архитектуре Жака Ружери и Бьярке Ингельса. Сейчас она много экспериментирует с искусственным интеллектом, но ее поиски пока отделены от творческого процесса. Когда выставка отправится в Брисбен в июне, она надеется внедрить систему A-Iris, которая сможет отвечать на вопросы посетителей о ее одежде в режиме реального времени. «Я бы не хотела отдавать ту часть, которую считаю самой личной и человечной. Творчество — одна из самых ценных вещей, которые есть у нас как у людей».