Американский архитектор и дизайнер, Чарльз Имз вошел в историю как новатор, во многом определивший образ современной мебели.
1. Подросток на сталелитейном заводе. Чарльз Имз родился в 1907 году в Сент-Луисе, штат Миссури. Отец рано умер, и уже в 14 лет Чарльзу пришлось подрабатывать на сталелитейном заводе, помогая семье. Биографы сообщают, что именно в этот период он решил стать архитектором.
2. Молодой отец или звезда без высшего образования. Чарльз Имз не доучился в университете Вашингтона в Сент-Луисе, бросив учебу через два года. По одним данным, он был «слишком модернистом» и не вписался в консервативную среду, по другим — вынужден был пойти работать в архитектурную фирму, что плохо сказывалось на успеваемости. Незаконченное образование не помешало ему в 23 года начать с двумя партнерами собственную архитектурную практику. На активную деятельность «недоархитектора» сподвигло рождение дочери Люсии (с женой Кэтрин Верманн он познакомился, еще учась в университете) — молодому отцу необходимо было кормить семью.
В стране продолжалась Великая депрессия, экономическая ситуация становилась все хуже. И спустя три года Имз решается на отчаянный шаг: с 75 центами в кармане отправляется в Мексику, где рисует картины в обмен на еду. Считается, что мексиканский период оказал важное влияние на творчество будущего гения.
3. Ковер семьи Саариненов. Доучивался Имз в академии в Крэнбруке неподалеку от Детройта, получив грант в 1938 году. Руководил Крэнбруком, который называют не иначе как «колыбелью модернизма», Элиэль Сааринен (отец того самого Ээро Сааринена, который превзошел славой отца). Чарльз дружил с Ээро, который стал его первым соавтором в создании мебели, они вместе выиграли общий приз за Organic Chair. Вскоре Имз возглавил факультет промдизайна. Элиэль был большим поклонником симметрии. Однако ковровая дорожка в его гостиной отклонилась от оси именно по настоянию Имза.
4. Все ради любви. Рядом с именем Чарльза Имза фигурирует имя Рэй, с которой Имз познакомился в Крэнбруке и ради которой оставил семью. Их роман достоин голливудской экранизации. Он — несчастный в браке талантливый архитектор, она — начинающая художница, рано потерявшая родителей. Они встретились в сентябре 1940 года, а уже через 10 месяцев поженились, сбежав в Калифорнию, откуда Рэй родом.
В Лос-Анджелесе Имзы жили и работали до самой смерти. Там они спроектировали и построили для себя Eames House из фабричных стальных конструкций. Между прочим, до сих пор не утихают споры, действительно ли участие Рей в проектировании мебельных «икон дизайна» было столь значительным. Что не подвергается сомнению, так это ее дизайн текстиля.
5. Кольца Бертойи. Обручальные кольца для Чарльза и Рей Имз лично выковал их друг, еще один классик модернизма, Гарри Бертойa, с которым Имзы познакомились все в том же Крэнбруке. Но позже Гарри и Чарльз поссорились. Причиной стал стул из проволочной сетки — оба работали над аналогичными моделями, причем Бертойа начал свой проект раньше. Дело дошло до суда — в результате Имз получил патент, но потерял друга.
6. Помощь фронту. Во время войны знакомый военный врач пожаловался Имзам на проблему: стальные шины для лечения переломов были слишком жесткими и тяжелыми. Имзы начали производство шин из многослойной фанеры, с которой экспериментиловали в мебели — создавали для раненых пружинящие легкие изделия органических форм. Таким образом они заработали немало денег, продав армии 150 000 штук. Помимо заработка это дало доступ к военным технологиям — рецептурам особо прочных клеев и стекловолокна. В результате появились стулья DCW (Dining Chair Wood), LCW (Lounge Chair Wood). Спустя годы музей Метрополитен включил шину Имзов в свою коллекцию.
7. Звезды кино. Еще одна сфера деятельности, в которой преуспел Чарльз Имз — кинематограф. В 1950-е супруги Имз профессионально занялись созданием научно-популярных фильмов (всего они сняли более 100 работ), особенно плодотворным было сотрудничество со студией IBM. В 1959-м американцы привезли в Москву грандиозную выставку, рассказывающую о достижениях Соединенных Штатов: одновременно на семи экранах демонстрировался слайд-фильм Glimpses of the USA, снятый супругами Имз специально для выставки. Близость к официозу вызвала роптание даже у поклонников: некоторые полагали, что «Имзов слишком много». Одна из самых известных работ пары — фильм Powers of Ten, cнятый в 1977 году: он исследует вселенную вплоть до атома углерода.
8. Школа клоунов. Чарльз часто говорил, что игрушки не столь безобидны, как нам кажется. Они часто являются предвестниками куда более важных вещей. «Игрушки» — так называется один из фильмов Имзов, рассказывающий об игрушечных поездах. И Чарльз и Рей, как вспоминают те, кто знал их, были веселыми людьми. Например, сняли в 1971 году Clown Face — учебный фильм для школы клоунов.
9. Банановый лист. К 70-м он приобрел славу «многостаночника»: проектировал от кресел для залов ожидания до малобюджетных построек. На вопрос, что такое дизайн, Имз ответил: «Это план: как организовать различные элементы, чтобы решить конкретную задачу». Он сосредотачивался прежде всего на потребностях человека, а не на внешнем виде вещи. И любил притчу о банановом листе. «В Индии те, кто происходит из нижней касты, часто едят с бананого листа. Кто повыше статусом, едят из керамики низкого обжига. Еще выше — из «тали», блюда покрытого глазурью. А бывает еще и посеребренные тали и настоящие серебряные... Однако те, у кого есть не только средства, но определенное знание и понимание жизни, поднимаются на другой уровень — и едят из бананового листа. Я не утверждаю, что банановый лист, из которого ест один человек, тот же самый, из которого ест другой. Но человечество все продолжает трансформировать банановый лист».
10. Чемпион по подделкам. Имз экспериментировал с гнутой фанерой, в 1950-х к фанере добавились стекловолокно, пластики, стальная сетка. В 2001 году журнал Time объявил имзовский фанерный стул DCW лучшим предметом дизайна ХХ века. Его периодически перевыпускают лимитированными сериями. А еще Имз — чемпион по части подделок. Производители копируют его вещи, учитывая хороший спрос. Поставить кресло или стул от Чарльза Имза в интерьере — беспроигрышное средство продемонстрировать хороший вкус.