Дизайн-критик Марина Ширская: магия, материя и память на триеннале в Мельбурне

31 декабря 2023 г.

Третья триеннале NGV International в Национальной Галерее Виктории в Мельбурне (до 7 апреля 2024) — интеллектуальный, амбициозный и важный международный проект на австралийском континенте. Здесь объединились современное искусство, дизайн, ремесло и архитектура.


По теме: Айрис ван Херпен: ретроспектива в Париже


Более 120 художников, дизайнеров и творческих коллективов из более чем тридцати стран и регионов представили около 100 проектов, созданных в жанре перформанса, скульптуры, кино, текстильного и предметного дизайна, дизайна одежды. Все они приглашают нас задуматься о мире таким, какой он есть, а также задаются вопросом, каким бы мы хотели его видеть. Среди участников звезды мирового уровня: Шейла Хикс, Трейси Эмин, Йоко Оно, Дэвид Шригли, Айрис ван Херпен, Райан Гендер, Бетан Лаура Вуд, Фернандо Лапоссе и многие другие.

Проекты триеннале затрагивают три направления: «Магия», «Материя» и «Память». По мнению организаторов, именно эти темы дают представление о главных вопросах, которые исследуют современные художники и дизайнеры. Тема «Магии» погружает нас в системы верований, аллегорий и символизма, формирующие мир вокруг нас. «Материя» объединяет природу, материалы и способы изготовления вещей, подчеркивая центральную роль, которую крафтинг играет в формировании культуры. Наконец, «Память» проливает свет на истории людей, мест и предметов, составляющих сложную картину современного мира.


Перед входом в Галерею Виктории установлена семиметровая скульптура Really Good — кулак с поднятым вверх большим пальцем художника Дэвида Шригли (David Shrigley). Известный своими мрачно-юмористическими работами, повествующими о банальности и абсурдности повседневной жизни, Шригли создал ее в ответ на выход Великобритании из ЕС в 2016 году, планируя установить на четвертом пустующем пилоне знаменитой Трафальгарской площади. Проецируя замысел на более широкий контекст триеннале, художник рассуждает о том, что такие явления, как «плохая» экономика или погода, могут приобрести позитивное значение в зависимости от изменения общественного консенсуса.

Айрис ван Херпен, изучающая в своих футуристичных коллекциях нашу связь с технологиями и то, как они влияют на наше самоощущение, представила «Образ №14» из серии «Платье и туфли Ananda-Maya», созданный ею для проекта Meta Morphism. Струящаяся «конструкция» одновременно стекает и обволакивает фигуру, стирая границы между телом, одеждой и окружающим пространством. Лиф платья украшен динамичной трехмерной вышивкой, которая ниже превращается в струящиеся объемы прозрачной белой плиссированного юбки. В эти же дни фееричные произведения Айрис ван Херпен можно увидеть и на ретроспективе Sculpting the Senses в парижском Musée des Arts Décoratifs.



Масштабную текстовую перформативную инсталляцию подготовила мультимедийная художница Йоко Оно. Она отражает ее более чем 60-летнюю концептуальную практику и предлагает декларативные, поэтические, конфессиональные и политические комментарии.

Всем, кто бывал в недавно открывшемся частном музее Франсуа Пино Bource de Commerce в Париже, знакома маленькая мышка Райана Гандера, словно по ошибке прогрызшая дырку в стенке музея и разговаривающая сама с собой на разные философские темы голосом дочери художника. Сегодня еще одна подобная, последняя из трилогии, инсталляция The end расположилась в Галерее Виктории.

Мастер текстильной искусства Шейла Хикс, работая с архитектурным пространством и эмоциональным потенциалом цвета, представила крупную скульптурную инсталляцию «Некуда идти» (Nowhere to Go), в которой ее узнаваемые разноцветные текстильные «шары» сложены пирамидой, уходящей под самый потолок зала.


С текстом работает и британка Трэйси Эмин. Пятиметровая инсталляция из розовых неоновых трубок воспроизводит фразы, написанные почерком художницы, рядом, как иллюстрации, расположены абстрактные бронзовые скульптуры, отражающие моменты проявления крайних эмоций — страдания, восторга или боли.

Уроженка Польши Агнешка Пилат (Agnieszka Pilat) на протяжении четырех месяцев, что длится выставка, обучает самостоятельному рисованию собак-роботов Boston Dynamics, оснащенных искусственным интеллектом. Художница задается вопросом, создаем ли мы новые сущности и как мы планируем заботиться об этих существах. Творя на пересечении новейших технологий и традиционной художественной практики, она декларирует оптимистичный футуристический взгляд на развитие эволюции.

Художница Линь Фанглу стала популярна после того, как вошла в шорт-лист финалистов Loewe Foundation Craft Prize, а на только что прошедшей ярмарке Design Miami ее масштабный объект представила лондонская галерея Sarha Myercough. В своей работе «Ее четыре времени года» (She’s Four Season, 2023) Линь выдвигает на первый план повседневный труд женщины. Исследуя древнюю технику вязания узлов для окрашивания тканей, художница придает традиционному ремеслу народности Бай черты современной эстетики. В основе большой богато текстурированной скульптуры, представленной на триеннале, лежит процесс скручивания и связывания хлопчатобумажной ткани — ремесло, которому Линь обучалась на протяжении года в деревне Чжоу Чэнь китайской провинции Юньнань.



Другая китаянка Инин Фей представляет одну из серии своих гротескных полуфункциональных скульптур Duke of Apple in the Vile Oubliette, балансируя на грани абсурда и реальности. Ярко раскрашенный стул, созданный из шерсти и папье-маше на металлическом каркасе, с явными антропоморфными чертами иллюстрирует размышления автора на тему постапокалиптического сценария, основанные на произведениях Эдгара По и Анджелы Картер.

Исследованию понятия памяти, ностальгии и символизма посвящены настенные панно Джейдана Мура (Jaydan Moore). Абстрактная композиция «Пропагата» составлена из более чем 150 спаянных между собой посеребренных старых подносов. Мур приглашает задуматься о роли этих встречающихся почти в каждом доме объектов. Поскольку в них, подтверждавших когда-то уровень материального достатка, а теперь ставшими почти неуместными, запечатлена ушедшая эпоха.

Керамический трон Диего Чибелли (Diego Cibelli) «Медитация в чрезвычайной ситуации» (Meditation in an Emergency) составлен из полусотни керамических элементов. Исследуя символы и ритуалы власти, внедряя в создаваемый объект листья, фрукты, овощи и фрагменты классического керамического декора, Чибелли отдает дань богатству художественного наследия и церемониальному характеру домашней жизни, а также создает «памятник будущему», где роскошь сочетается с достоинством простых вещей.


Два года ушло у десяти ремесленниц на плетение стометровой инсталляции под названием Mun-dirra, что в переводе с языка народности бурарра, живущей в поселение Манингрида на муссонном побережье Северной Австралии, означает «ловушка для рыбы». Монументальная инсталляция призвана рассказать историю о передаче знаний по материнской линии, а также о том, с каким уважением на протяжении поколений аборигены относились к земле, на которой живут. Она составлена из загородок, которые произведены из местного растительного материала, и хотя сегодня этим методом перегораживания ручьев для ловли рыбы уже не пользуются, местные жители продолжают сохранять традиционные навыки.



Британка Бетан Лаура Вуд стала вторым по счету дизайнером триеннале NGV Internationsl, получившим право выполнить по заказу фонда NGV MECCA экспозицию на тему «Женщины в дизайне». Она придумала инсталляцию Kaleidoscope-o-rama, в которую вошли две ее новые работы — ковер, созданный в сотрудничестве с компанией сс-tapis, и вращающийся пятиярусный книжный шкаф, рисунок шпона для которого был разработан Беттан совместно с компанией Alpi. Активно работая с цветом, орнаментами и нестандартными формами, Вуд вдохновлялась салонами британского регентства 1811–1820 годов. Исследуя работы литературного общества Blue Stockings («Синий чулок»), в частности феминистские тексты Мэри Уолстонкрафт, Беттан сосредоточила свое внимание на роли женщин в обеспечении социального равенства и доступа к образованию.


Художник из Токио Адзума Макото (Azuma Makoto), работающий с живыми цветами, которые он обычно замораживает в прозрачные глыбы льда, заполнил своими скульптурами целую комнату. Для инсталляции A Chaotic Garden он использовал растущие в Австралии растения и грибы, помещенные в прозрачные прямоугольные акриловые блоки. Инсталляция сопровождается фильмом, воспевающим жизненную силу, красоту и хрупкость природы и повествующим о кратком жизненном цикле цветов.



Серия функциональных объектов и сорокаметровое текстильное панно в технике коллажа из окрашенных авокадо тканей является самым амбициозным проектом студии Фернандо Лапоссе. В проекте «Конфликт Авокадо» дизайнер поднимает проблему этики, связанную с производством авокадо в Мексике, которая считается крупнейшим в мире экспортером этого плода. Сюжеты на «Гобелене Черан» рассказывают о борьбе местных женщин, защищающих свои дома от бандитских налетов, и об их стремлении сохранить традиционную экосистему, которая разрушается из-за стремления освободить земли под посадки авокадо. Своим проектом Лапоссе предлагает оптимистическую перспективу — в ней местные жителя, ремесло и природа соединяются вместе.


Собранные в рамках триеннале NGV International работы представляют собой творческую интерпретацию актуальной картины мира, составленную для нас современными творцами. Их видение помогает не только понять проблемы, стоящие перед человечеством сегодня, но и, посмотрев на них с другого ракурса, найти возможные пути их решения.

Уникальный контент специально для Yandex.Zen