Ведущие мировые кураторы выставок Art & Design на вопрос о различиях искусства и дизайна все чаще отвечают, что их, возможно, уже не стоит строго определять. Многие предметы дизайна скульптурны, а картины — декоративны. Если качество того и другого отличное, а материалы инновационные, имеет ли значение, как мы это назовем?
По теме: Российский дизайн в музее
Джилл Бокор, одна из основательниц нью-йоркской ярмарки Salon Art & Design, отмечает, что, разумеется, между коллекционерами произведений искусства и дизайна существует значительная разница. Но на подобных ярмарках большой процент посетителей — это архитекторы и дизайнеры интерьеров. Обычно они работают над несколькими проектами одновременно. И заметно, как дизайнеры приходят с клиентами в один день, покупая винтажные объекты и искусство, а в другой — рассматривая самый передовой современный дизайн.

Вадим Кибардин
«В новой цветной коллекции кресел я смешиваю найденные технологии со способами создания коллекционных объектов. Предметы исполнены из плотной акварельной бумаги с характерной фактурой, расписаны акриловыми красками и покрыты дополнительным защитным слоем. Сейчас цвет для меня имеет значение как никогда раньше, это новый лексикон, способ говорить со зрителем о чувствах. Я использую цвет для того, чтобы подчеркнуть экологичность и практически природное происхождение арт-объектов.

IM-Ocean
Создатели бренда iM-Ocean Иван Ходырев и Маргарита Казарина с 2012 года придумывают предметы интерьера из бумаги. В их руках «ресайклу» подвергаются разнообразные материалы — от веток до битого кирпича и прессованного чая. Процесс создания вещей из измельченной бумаги (журналов, газет, картонных упаковок), замешанной с клеевым составом, включает колеровку массы. После ею вручную облепляют каркас и покрывают мебельным лаком.

Елена Локастова
Развивает собственный бренд мебели и одноименное дизайн-бюро. «Мои объекты берут начало в архитектурных объемах советского модернизма. В интерьере они выполняют роль произведений искусства, при этом не утрачивая своего изначального практического назначения. Стол — это монументальная и монолитная скульптура из цельного куска материала».

ЕDXXKAT
Восковой стул Alien.2 по дизайну архитекторов Эдуарда Еремчука и Кати Пятицкой — часть их эксперимента с материалами в рамках одного предмета, который позволяет понять, как тот или иной материал влияет на форму, функциональность, смысл и конечный вид объекта. «Воск дал предмету свой особенный характер, изменчивость, непостоянство, со временем он плавится, и за этим очень интересно наблюдать. Он будто плавится и исчезает — это живой и быстрый процесс», — говорят авторы. Стул был представлен на выставке Collectible 2023.

Fresh.Glass
GIPPO FAMILY — коллекция предметов из плавленого художественного стекла. Стол N1 — про то, какими дружелюбными могут быть «жители» пространства: удивительными, мощными и интригующими, как и семейства в дикой природе. Особенность вещи — вызываемые ею ощущения: толща матового, морщинистого стекла вызывает желание прикоснуться к складкам поверхности.

Ваагн Микаелян
Первые объекты Vaagn Mikaelyan Gallery были созданы для собственных интерьерных проектов. Ваагн считает, что важно дать возможность человеку контактировать с окружением на эстетическом уровне. В каждом предмете он старается увидеть объект искусства, дать ему неожиданную трактовку.

Данияр Удербеков
Дизайнер считает, что ритм жизни современного человека формирует потребность в мягком и теплом материальном окружении. Он использует экологичное прочное сырье — натуральный войлок, деревянный каркас, который скрепляется деталями из биоразлагаемого пластика. «Торшер из тонкого войлока, сам «плафон» без каркаса. Светящаяся нога напечатана на 3D-принтере из переработанных пластиковых бутылок», — поясняет он.

Supaform
В своей новой коллекции Максим Щербаков обращается к архитектурному феномену Case Study. В рамках концепции он напоминает о факте, когда дома и виллы создавались с использованием материалов, изначально не рассчитанных на использование в гражданском строительстве. Этот прием вдохновил студию на создание эксклюзивной серии мебели из нержавеющей стали, изготовленной из неиспользуемых элементов разобранных производственных станков и механизмов.

Odingeniy
Российская студия Odingeniy известна своими объектами, сочетающими строгие линии с органическими формами. «В нашей новой коллекции мы сделали акцент на простой геометрии без ровных углов. Эти полки-скульптуры — цельная конструкция без швов, они наполняют пространство эстетикой и функциональностью», — поясняет Константин Верин, основатель студии.

Семен Лавданский
«Работа вдохновлена образом запрестольных крестов и хоругвей XV века, найденных на Русском Севере. В деталях — переосмысление образа: тяжелое древко хоругви, диковинные орнаментальные формы и симметрия центрального элемента. Изделия из дубового массива, при этом сохраняют визуальную легкость», — рассказывает дизайнер.

Aлексей Дрождин
В коллекции Okinawa Алексей Дрождин демонстрирует архитектурный взгляд на предметный дизайн. Его авторский подход нацелен на совмещение различных дизайнерских языков в единое целое. Концепция проекта — поиск ценности в простоте. Композиция собрана из двух монументальных стеклянных блоков по принципу конструктора. Фактура и конструктивные детали отсылают к японской культуре.

Лена Соловьева
«Создание коллекции Burak напоминало бесконечный процесс рисования, где одна идея перетекает в другую. Меня всегда интересовала тема памяти, воспоминания о предметах. Объекты Burak — это и ретроспективный взгляд на образы, связанные с детством, этнографическими музеями, и фиксация уходящих слов, форм и функций». Серия Burak является коллаборацией с Booroom Gallery, тираж каждой металлической скульптуры — 8 экземпляров.

Эльдар Зейтуллаев
Материалом для сосудов служат корни выкорчеванных деревьев. Форма объектов во многом определяется сложной исходной формой древесины. Каждый объект в процессе создания проходит несколько этапов — от грубой обработки бензопилой до ручной шлифовки. После предметы покрываются уксусом и ржавчиной, обретая насыщенный оттенок. «За все время я не спилил ни одного дерева для изготовления объектов», — говорит дизайнер.

Екатерина Елизарова
Екатерина работает на стыке дизайна и искусства. Серия харизматичных и юмористических «интерьерных» персонажей появилась во время пандемии: «Я ощутила острую необходимость помочь людям справиться со стрессом», — вспоминает дизайнер. Ручная работа, вплоть до шлифовки радиусов, подчеркивает оригинальность замысла.

Дима Логинов х «Палаты»
Shibui — японское понятие, означающее красоту, скрытую в простоте и сдержанности. Это концепция, подчеркивающая элегантность и изящество простых, несложных вещей. Столики Shibui, созданные для галереи «Палаты», изготовлены из массива дерева и покрыты необычным шпоном, напоминающим чешую. Еще один вариант отделки — из жидкого металла.

Ирина Разумовская
В проекте STAIRCASE Ирина Разумовская, скульптор и художник по керамике, обращается к архетипической форме лестницы, размышляя над ее символизмом и культурными коннотациями. Фарфоровые ступени будто медленно разрушаются и темнеют, растрескиваясь при каждом шаге. Работы Ирины представлены на ведущих международных конкурсах

Виталий Жуйков
Дизайнер продолжает серию мебели из обожженного дерева, бывшего в употреблении. Сырьем послужили старые балки конюшен, бревна домов и поваленные ветром деревья. За основу взяты древние языческие образы силы и плодородия: огонь, черная земля, урожай и фаллические символы. Грубые формы, тактильные поверхности, изъяны и несовершенства добавляют аутентичности.