Студия FRESH.GLASS: иммерсивность, свобода и стремление к несовершенству
26 февраля 2024 г.
Экспериментальные объекты FRESH.GLASS балансируют на грани жанров — так, в венецианской инсталляции материальность и текстура стекла усиливались светом, превращая скульптуры в функциональные объекты. Сергей Мартынов, основатель студии, рассказывает о своем увлечении стеклом, тенденциях дизайнерского рынка и о том, что вдохновляет командуСтудия FRESH.GLASS — одно из самых динамичных творческих объединений в российском дизайне. Ее основал Сергей Мартынов около шести лет назад, сейчас в нее входят Константин Гвоздев, Дарья Болховитина, Анастасия Вишнякова — вместе они исследуют тактильные, эмоциональные и визуальные свойства стекла.
По теме: Collectible 2023: коллекция российских дизайнеров в секции Bespoke
Их работы стали открытием российской и европейской арт-сцены: в 2023 году коллектив дебютировал на ярмарке коллекционного дизайна Collectible в Брюсселе, стал победителем премии Design Now в номинации CRAFT, выставлялся в парижской галерее Boon_Room, завоевал один из престижных призов на фестивале Venice Glass Week.
От печи до роборуки
Никогда не думал, что свяжу свою жизнь со стеклом. Это вышло почти случайно, когда я попал на кафедру стекла в Строгановку в день открытых дверей. Меня поразила атмосфера увлеченности. Помню, мастер обтачивал на станке стеклянную глыбу — впечатлило, как можно так обрабатывать материал. Позже, когда я уже учился, вопросов не было: стекло — один из самых прекрасных существующих материалов. После диплома я работал несколько лет мастером и преподавателем в Строгановке. Появились заказы на стеклодувные работы и витражи, но больше увлекало моллирование — технология формовки промышленных и художественных изделий из нагретого листового стекла. Стало ясно, что нужно собственное пространство. Присоединился Константин, который теперь является техническим директором, а позже Даша Болховитина и Настя Вишнякова, у которых я преподавал. Теперь все развивают собственные направления, это увлеченный, неравнодушный коллектив. У нас одни из самых больших печей в стране, первую — для трехметрового стола — я сварил сам в мастерской. Позже появились и другие печи, но «бабушка» работает до сих пор. Оборудование для шлифовки и полировки мы, конечно, закупаем. Изучили ЧПУ-станки, завели роборуку, способную выдвигаться на 2,5 метра и обрабатывать материал в любых плоскостях, фрезеровать, резать.
Вещь и свобода
На крупных европейских шоу заметно, что зритель находится в поиске идей и впечатлений. Люди хотят исследовать, у них больше свободы в общении с вещью. И это совпадает с нашим пониманием объектов. Мы видим свои инсталляции как полноценный сценографический опыт, захватывающий пространство, а не стоящую на плоскости скульптуру, как большинство участников Недели стекла. В Венеции мы развернули действие вокруг световой колонны и нескольких 3D-объектов, чтобы добиться глубокого погружения в атмосферу. Организаторов поразила сложность проекта и воплощения — именно за них мы получили Autonoma Residency Prize 2023. Жюри, объясняя свой выбор, отметило «нетрадиционное и неожиданное использование стекла, которое обычно ассоциируется с прозрачностью и цветом, — вместо этого материал применяется иначе: его белая непрозрачная текстура получается в результате нагрева свыше 900 градусов; эта эстетика выглядит современно и креативно».
Иммерсивность и несовершенство
Что актуально? Первый тренд — стремление к ненамеренности, спонтанности. Желание видеть человека или предмет искусства как нечто естественное. В фотографии это заметно по растущей популярности полароидных снимков. Они показывают, какой ты есть, без интеллектуальных фильтров, обработки или подмены фона, которые уже стали нормой. Важнее фиксация несовершенства. В соцсетях все меньше глянца, это касается и предметов искусства. В объектах важен возврат ко всему ремесленному, когда ощущается рука мастера, а не механические операции станка. Второе — важность сторителлинга. Всех интересует, как именно получился предмет, что стоит за историей его создания. Покажи, как ты решил эту задачу, не давай готовый ответ. Возможно, это реакция на засилье тестов, предлагающих решения без аналитики, но ход размышлений критически важен. Третий тренд — иммерсивность, погружение в 5D-среду, где задействованы зрение, внимание, слух, тактильность. Этот подход подразумевает заинтересованность зрителя в предмете, чтобы он мог взаимодействовать, прикасаться, ощущать запахи. Заметно и стремление к коллаборациям и желание «усиливать» друг друга в разных сферах. Модно сотрудничество художников друг с другом, с мегабрендами, сопоставление разных сфер — девелопмента, моды, медиа, IT. Это объединение усилий профессионалов обозначает дополнение, а не соревнование, и это круто.
О подходе
Ключевое слово для студии — «искатели». Мы постоянно развиваем новые направления. Для нас важна связь с природой: изучаем, как стекло может перекликаться с другими материалами, как выглядит в определенном контексте. У нас есть традиция брать в поездки образцы и наблюдать за их перекличкой с окружением. Наши стекла были в горах Дагестана, Владивостоке, на Монблане и в Париже, и везде мы видим взаимодействие фактур, это олицетворение нашего подхода. В мастерской занимаемся придумыванием коллекций, что-то приходит в спорах друг с другом — на пересечении смыслов находится компромисс. Есть жажда развиваться и любовь к делу — это главное. Сейчас работаем над проектом в Сочи, готовим около 150 панно для оформления бутик-отеля.